Раду Поклитару рассказал об олимпийской постановке в Сочи
Раду Поклитару сожалеет, что в сутках всего 24 часа. Из них хореографу, по его признанию, удается поспать максимум пять. Поклитару не лукавит. Наша беседа состоялась сразу после пресс-конференции, посвященной новому фестивалю КМАТОБ- Fest-2014, на которую балетмейстер приехал прямо из аэропорта. Он прилетел из Санкт-Петербурга, где ставил хореографию для нового фильма с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях.
Труднопроизносимое название фестиваля, который пройдет с 7 по 12 апреля, — аббревиатура от Киевского муниципального академического театра оперы и балета. В 2009-м он приютил созданную Поклитару труппу Киев Модерн-балет. Но, став частью театра, труппа по-прежнему сохраняет автономность.
“Вот тут и живем — весь театр в одной комнате”, — говорит Поклитару, распахивая дверь в маленькое помещение на первом этаже.
Развернуться здесь негде: все заставлено фрагментами декораций и книгами. Отдельный вклад в “захламление” вносят многочисленные премии и награды.
На почетном месте — целая выставка Киевских пекторалей, самую свежую из которых вручили как раз накануне нашей беседы: поставленный Раду Поклитару спектакль Лебединое озеро. Современная версия победил в номинации Лучшее музыкальное представление.
Раду Витальевич, поздравляем с новой Пекторалью! Что для вас значат эти премии?
— Знак качества, который ставят на моей работе другие люди.
А какой же ставите вы сами?
— Прежде всего, мне должно нравиться. Главный зритель — я. И главный оценщик — я.
Вы диктатор?
— Я стараюсь не выпячивать свой диктат. Крики, истерика — это перестанет действовать через два дня. Что работает? Улыбка, юмор. Насмешка иногда… И любовь — нужно своих артистов.
Вы ставили фрагмент церемонии открытия Олимпиады — по Войне и миру. Вряд ли можно организовать такое шоу с помощью одной любви.
— Я ужасно волновался. Понимал, что вообще не умею этого делать. Мне говорят: нужно, чтобы проплыли корабли, прошли солдаты, затем вышли девушки и был бал Наташи Ростовой, а потом чтобы все это растворилось в ужасе революции. А как это делать — неизвестно.
Олимпиада — управление человеческими массами. Поэтому я позвонил Саше Лещенко: он — участник первого сезона Танцюють всі! и специалист по “майдансам” [Лещенко выиграл первое танцевальное телешоу Майдан’S]. Он просто невероятно мне помог. Саша сумел консолидировать всю эту разрозненную толпу — 400 человек!
У меня было всего две недели на создание текста, и еще месяц мы это ставили в Краснодаре, а потом отрабатывали в Сочи. Хотя, знаете, мне потом казалось, что мы чересчур много времени потратили, что можно было быстрее сделать.
А как вообще это делается?
— Весь стадион покрыт сеткой из цифр, которые видны артистам, но не зрителям. Через каждые два метра марка — огромная шахматная доска. Абсолютная математика. И каждый артист знает, что он должен прийти вот на этом шаге вот на эту марку. Еще у всех в ушах маленькие рации, и я, находясь в 100 м, могу координировать танцоров. Также есть команда mass cast хореографов, которые ездят с Олимпиады на Олимпиаду и помогают постановщику. Я выставляю рисунок и говорю: “Фиксируйте!”. Они проходят и отмечают — № 96 стоит на точке Z3 в минуту такую-то (у всех участников бирки с номерами).
Другой проект, которым вы занимались, — Гамлет в Большом театре — начался задолго до нынешних событий. Как вам работается сейчас в Москве?
— 11 марта 2015 года должна состояться премьера. Вообще я довольно космополитичен. Мало кому известно, что за восемь лет я так и не получил украинский паспорт: я гражданин Беларуси. И просто украинский хореограф.
Мои друзья в России разделились примерно поровну в своем отношении к нынешним событиям. Я стараюсь донести реальную картину происходящего в Украине, но если чувствую, что не могу привлечь человека на свою сторону, — о-кей, он имеет право на свое мнение. Уверен: время всех рассудит. Сегодня деятели искусства разделились на деятелей и искусство [11 марта на сайте министерства культуры РФ появилось коллективное письмо деятелей культуры о поддержке позиции президента России по Украине и Крыму. На момент сдачи номера под ним подписались 511 человек]. Я никогда не был сторонником писем за, против — это все такое советское. Просто делай свою работу и все. Давайте налаживать диалог. Думаю, мои проекты в России в маленькой-маленькой степени, но способствуют уничтожению обоюдной неприязни.
Вы создали Киев Модерн-балет с помощью украинского мецената Владимира Филиппова. Он еще поддерживает театр?
— Да. И, к слову, других меценатов не появилось. Хотя нет. Наш единственный в Украине репертуарный театр современной хореографии поддерживает пермский предприниматель Андрей Демидов, супруг моей одноклассницы.