Дмитрий Комаров: Я чудом остался жив!
Очень скоро на канале 1+1 стартует новый сезон шоу Мир наизнанку. В этот раз Дмитрий Комаров расскажет о своей 108-дневной экспедиции в Непал, которая стала самой экстремальной за всю историю программы. Теленеделя уже разузнала, как это было…
Как посадить вертолет на чужом дворе
Дима, в подобных экспедициях предусмотреть все невозможно. Какие сюрпризы тебя ожидали?
Они были на каждом шагу. Например, дату обратного вылета мы с оператором меняли раз 10. Потому что маршруты пролегают в горах, большинство запланированных переходов пешие, и спрогнозировать, сколько времени это может занять, сложно. Экспедиция проходила на огромной высоте - месяца два мы провели в Гималаях, на высоте 4-5 тысяч метров, это очень тяжело для организма.
Так ты из-за горной болезни угодил в госпиталь?
Один раз - да. Когда обнаружились ее признаки, понял, что самостоятельно спуститься с высоты 5000 м будет очень сложно. Проблема заключалась в том, что в горы пошел простуженным, организм ослаблен, и с высотой самочувствие ухудшалось. Я позвонил в страховую компанию и меня эвакуировали на вертолете, который подобрал недалеко от Эвереста. Но на этом приключения не закончились. Началась такая пурга, что видимости практически не было, и пилот вынужден был совершил экстренную посадку во дворе у каких-то людей и переждать непогоду.
Через какое-то время мы вернулись назад. Однако снова пришлось обращаться к спасателям и эвакуироваться. Теперь уже на спуске - приступ горной болезни начался у оператора. В итоге в госпиталь попал я. Почему - узнаете из программы.
За черным ящиком по отвесной скале
Кроме всего прочего, ты стал свидетелями крушения самолета, на борту которого было 18 человек…
Мы, вообще-то, собирались на нем лететь! А потом я передумал и поехал на машине. Это было абсолютно нелогичное решение, ведь наземный маршрут занимал значительно больше времени и стоило это дороже. Такое решение спасло нам жизнь. Эта авиакатастрофа - одно из самых страшных зрелищ в моей жизни. Хотя я видел, как кремируют тела, как кипят в черепе мозги и ко многому уже привык.
Пришлось пойти на хитрость, чтобы получить разрешение на съемку, - местных журналистов туда не допустили. Представители непальской организации Civil Aviation, курирующей гражданскую и коммерческую авиацию и занимающейся расследованием авиакатастроф, заметили, что у меня хорошая камера, и попросили снимки с места происшествия.
Я предложил услугу за услугу: чтобы после того, как снимут тела людей с горы, транспортировали до ближайшей дороги и нашего оператора, который очень сильно травмировался. Но нас обманули. Хотя свою часть обещания выполнил, и даже больше -- полицейские и военные побоялись спуститься в ущелье, куда упал хвост самолета вместе с черным ящиком, и я согласился сделать это за них.
И как, получилось?
Не хочу заранее открывать все секреты (улыбается). Но скажу, что чуть не убился. Спуск был очень экстремальным: по отвесной скале, покрытой мхом, за который практически невозможно схватиться.
Вопрос «зачем оно мне надо?» возникал, наверное, не раз за время экспедиции?
И не раз. Страшно было часто. Когда поднимался на Айленд Пик - тренировочную вершину перед Эверестом, - в какой-то момент показалось, что сейчас умру. После многочасового крутого подъема по ледяной стене на высоте почти 6 тыс. м понял, что задыхаюсь. Снял балаклаву, начал жадно вдыхать воздух -- не помогает. К тому же в этот момент сердце заколотилось так, что казалось, будто у меня вибрирует куртка. Никогда раньше ничего подобного не испытывал! Нужно было остановиться и отдохнуть, но негде. Поэтому врубился «кошками» в ледяную стену и держался за веревку.
Подобрал себе оптимальную позицию и завис. Потом посмотрел вверх - подниматься еще далеко, миссия казалась невыполнимой. В этот момент вдруг понял: так же и умереть можно! И вот тут стало по-настоящему страшно… Но по своему опыту знаю: когда нет сил, помогает воля. Надо поставить себе задачу, собраться - и попытаться дойти до финиша. У меня получилось. Хотя чтобы подняться на Эверест, придется еще много тренироваться.
На краю обрыва
Что особенно запомнилось из этой экспедиции?
Поездка в королевство Мустанг. Это «последний кусочек» Тибета, как его называют, хотя на самом деле является частью Непала - зажата между ним и Китаем. Люди там живут по своим законам, слушают собственного короля, хотя официально он уже не у власти. Туда невероятно сложно попасть. Во-первых, потому что выдают очень небольшое количество пермитов (специальный документ, необходимый для посещения горных районов. - Прим. ред.) для иностранцев, и стоят они дорого.
А во-вторых, дорога просто ужасная. Иногда было совсем не понятно, проедем на машине или нет. Временами все выскакивали из авто, включая хозяина, который говорил: «Нет, дальше пусть этот дурак едет сам!». Но я не привык сдаваться. В любой опасной ситуации надо сконцентрироваться, собраться и не нервничать. Потому хладнокровно продумывал, как преодолеть этот путь, садился и нажимал на газ! Один раз, правда, забуксовал, и машина начала соскальзывать с обрыва. В итоге все закончилось хорошо, как видишь (смеется).
Как встретили в королевстве?
Нас рассекретили - поняли, что мы журналисты, хотя везде представляемся туристами. И дальнейшая работа превратилась в режим спецоперации. Снимать в открытую на улицах было нельзя - только тайно. Мы находили агентов, которые помогали попасть в семьи наших героев, уговаривали их ни в коем случае никому не рассказывать об этом. Иначе нас бы просто арестовали.
Пути отхода на всякий случай были?
Он там в принципе только один - по руслу горной реки на грузовике. Этот путь открыт в определенное время года, когда река пересыхает. Адская дорога, которая по уровню экстрима и рядом не стояла с американскими горками: представь себе, что едешь по гигантским камням! Естественно, грузовик поломался, не достигнув пункта назначения, и нам пришлось искать другой. Синяков было столько, что сосчитать не смог…