Райан Гослинг: Меня ударил сам Индиана Джонс
У него репутация не очень разговорчивого парня. Особенно Райан Гослинг не любит делиться подробностями личной жизни. А вот о фильме Бегущий по лезвию 2049, в котором сыграл главную роль, он с Теленеделей пообщался. Актер рассказал, за что получил от Харрисона Форда, о «тяжком» бремени славы и о многом другом.
Романтический кошмар
Долго ли режиссеру ленты Дени Вильневу пришлось уговаривать вас на эту роль?
Я давний поклонник «Бегущего по лезвию». Правда, не видел его в кинотеатрах, был слишком мал. В 12 лет купил диск с тремя фильмами Харрисона Форда, а там оказался и «Блейдраннер». Лучшие $4, которые я когда-либо потратил!
Вильнев, кроме прочего, назвал вас своей «музой». Почему вы так хорошо сработались?
Мы оба из Канады, жили в часе езды друг от друга. Это нас сроднило!.. Кстати, Дени не показывал декорации до съемок — я видел их впервые в тот день, когда играл ту или иную сцену. Но я старался понять видение и помогал Дени чем мог.
Как думаете, почему «Бегущий по лезвию» повлиял на столь разных кинематографистов?
Ридли Скотту (режиссер фильма «Бегущий по лезвию» 1982 года. — Прим. ред.) удалось создать эпическое полотно, которое затрагивает чувства зрителей, заставляет их сопереживать героям. Это не кино про лазеры и космические корабли, как часто бывает в фантастике. Фильм о том, что вообще такое — человеческая сущность. Помню, лента оставила меня в смятении, не мог понять, понравился мне герой Форда или нет…
Как бы вы описали жанр новой картины?
Это продолжение «темной фантастики», которую придумал Ридли Скотт. Есть «фильм нуар», а Ридли придумал «будущее нуар». Если сказать проще, то я бы назвал его «романтическим кошмаром».
В фильме мы узнаем, что мир пережил некий катаклизм, который стер все цифровые данные, и людям пришлось вернуться к физическим носителям информации. Вас такой прогноз на будущее, наверное, порадовал бы?
Меня это обрадовало как актера. Офицер Кей — детектив. Физические улики имеют смысл в расследовании и путешествиях, в разговорах с потенциальными свидетелями. Если бы я играл детектива в цифровом будущем, это был бы очень скучный фильм: я бы два часа просидел перед компьютером.
После фильма, в ходе которого вы пытаетесь понять, кто находится рядом — человек или клон, к вам пришло осознание, что делает нас людьми?
Способность делать выводы о морали. Наука уже сегодня могла бы создавать людей из пробирок, но это запрещено на законодательном уровне. А еще нас делает человечными возможность вести диалог друг с другом.
Крутой и жесткий
Это ваш первый фантастический фильм — почему раньше отказывались от ролей в лентах этого жанра?
Я получал подобные предложения, но меня не устраивали сценарий и актерский состав. Рад, что дождался хорошего момента, чтобы сыграть в фантастике. Когда тебя прикрывает Харрисон Форд, шансы на провал немного уменьшаются. (Улыбается.)
Говорят, даже на читках сценария режиссер просил представлять, что Харрисон Форд сидит с вами рядом. Зачем Вильневу это было нужно?
Просто в присутствии Форда я выкладывался на 100%. (Улыбается.)
А что произошло на съемках, когда вы получили травму от руки самого Форда?
Для меня всегда было загадкой: как становятся известны такие факты?.. Съемки проходили в атмосфере строжайшей секретности. Тем не менее пресса моментально узнала, что Форд во время сложной сцены пару раз вмазал мне по лицу…
Когда это случилось, мне сразу же принесли лед, чтобы приложил к лицу. А Харрисон подошел и шутя еще раз кулаком «заехал» в лед. Я потом его спросил, откуда у него такое специфическое чувство юмора — от мамы или от папы? (Смеется.)
На самом деле Харрисон крутой и жесткий. Дени позже сказал мне: «Взгляни на эту ситуацию с другой стороны — тебя ударил сам Индиана Джонс!».
Форд извинился перед вами?
Он пришел ко мне в трейлер с бутылкой скотча. Я подумал: «Вот настал долгожданный миг». А он достал стаканчик из пакета, налил в него скотч, отдал мне и ушел с бутылкой. (Смеется.) Видимо, решил, что еще не так сильно меня достал, чтобы целой бутылкой пожертвовать. Не зря говорят, что не стоит встречаться со своими кумирами. Но я дополню: только если это не Харрисон Форд!
Как складываются отношения между вашим героем, офицером Кеем, и Риком Декардом Форда — как у сына и отца?
Да, только наоборот! Это мой персонаж находит его, вытаскивает из затворничества и убеждает, что надо действовать.
Вы помните свое знакомство с Харрисоном?
Мы не встречались с ним до этой работы. Впервые увиделись на площадке. Было много дыма, дождя, тут возник силуэт — очень узнаваемый. Это и был Форд. Хотя, говорят, он приходил посмотреть, когда у меня была постельная сцена с героиней Аны де Армас. Хорошо, что я не видел его за камерами, а то очень смутился бы…
Вы получили его благословение на роль?
Мне передали, что это была его идея — пригласить меня. Он просто хотел слупить процент от моего контракта как агент, мне кажется! (Смеется.)
Харрисон не взял вас под свое крыло как наставник?
Что я вам, яйцо, что ли? Вообще, он не очень любит, когда кто-то к нему слишком приближается. Знаете, люди делятся на тех, кто любит объятия, и на тех, кто терпеть не может. Форд — явно из последних. Да и сам я тоже.
А вообще, я чувствовал ответственность, работая с ним плечом к плечу. Страшно находиться с таким актером в одном кадре и сделать что-то не так. Но потом в перерывах Харрисон надевал угги, разваливался на стуле с чашкой чая и становился совсем не страшным. В такие моменты к нему можно было обратиться за советом. Он помогал найти верные решения. А еще мы его воспринимали как детектор глупости: Форд не лезет за словом в карман, если ему что-то не нравится, говорит об этом прямо.
Бремя славы
35 лет назад первая картина предсказала очень многое: голосовой помощник, видеозвонки, мобильные приложения. Вас, как отца, волнует развитие технологий и то, что новое поколение перестает общаться в реальном мире?
Я думаю, фильм многое предугадает, к сожалению. Во вселенной «Бегущего…» другой климат, уровень моря гораздо выше, что вынуждает героев строить дамбы. Также меня волнует, что люди все больше доверяют себя технологиям. Дети престают общаться между собой, сегодня не хотят ничего запоминать — все можно узнать в Google. Это меня, как отца, удручает.
Вы дома ограничиваете время использования гаджетов?
Конечно.
При этом сами пользуетесь ими?
Стараюсь свести их присутствие в моей жизни к минимуму. Все приложения требуют согласиться на передачу личных данных, и я чувствую себя неуютно. Мне больше нравятся старомодные звонки или SMS. Поисковики и социальные сети собирают слишком много статистики, я ими практически не пользуюсь.
Вы довольно закрытый человек. Создается впечатление, что не очень любите людей…
Не совсем так. Просто я с трудом очаровываюсь. Один хороший поступок не сделает никого хорошим человеком. Говорят: «Верьте делам». Но я и делам не верю, предпочитаю доверять времени — оно показывает, кто перед тобой на самом деле.
Вы снимаетесь в кино уже более 20 лет и до сих пор остаетесь для своих фанатов загадкой. На красных дорожках появляетесь редко, даже награждения игнорируете. Вам не нравится внимание?
Люди видят меня в фильмах — и мне кажется, этого вполне достаточно. Не хотелось бы зрителям быстро надоесть. Тем более что я и самого себя уже порядком достал. Я ведь совершенно не хотел становиться актером, но при этом мир кино меня завораживал. Даже стал знаменитым, я тоже не очень понял.
Слава пришла ко мне внезапно. И один из ее недостатков в том, что меня постоянно сравнивают с Райаном Рейнолдсом. Он тоже канадец и тоже Райан. И внешне мы похожи. Сколько же раз ко мне подходили, задавали вопрос: «Вы Райан?» — и, получая утвердительный ответ, начинали фотографироваться со мной. И лишь в процессе до людей доходило, что я не Рейнолдс.