Анна Жижа: Я стала связующим звеном между прошлым и будущим
Шеф-редактор и соведущая проекта Ревизор (Новый канал) Анна Жижа рассказала, какие проверки вызывали у нее слезы, где сложнее проводить ревизию и что мешает на отдыхе.
Спокойно, это «Ревизор»!
Аня, на данный момент «Ревизор» — уже не просто название, это бренд. Ожидали на этапе разработки, что будет такой резонанс?
До выхода проекта в эфир мы о таком и не мечтали. Конечно, хотелось сделать «бомбу», о которой все будут говорить. Но никто из команды даже предположить не мог, что говорить о ней будут вот уже восемь сезонов подряд.
Когда команда впервые искала нового ведущего, многие предполагали, что это место можете занять вы. Вы же в своих интервью только смеялись над такими предположениями. И вот уже четыре сезона, как вы соведущая. Как это получилось?
Еще до первой смены ведущего я появлялась в кадре с контрольными проверками. Это право мне как шеф-редактору дала руководитель программы Виктория Бурдукова. К моменту ухода Ольги Фреймут у меня на счету было несколько перепроверок, которые приносили рекордные рейтинги. Но речь о том, чтобы сделать меня соведущей, тогда еще не шла. Потом появились «Страсти по «Ревизору», где я присутствовала регулярно в качестве шеф-редактора и уже лица проекта.
На момент появления в проекте Вадима Абрамова зрители его абсолютно не знали, а ко мне уже привыкли. Вот я и выступила связующим звеном между прошлыми четырьмя сезонами и будущими. Отельеры и рестораторы должны были понимать, кто эти люди, которые появлялись у них на пороге с камерами. Я так и говорила им: «Спокойно, это программа «Ревизор». Они узнавали меня и верили.
Почти Gucci
Вы ввели такое понятие, как «повторная ревизия». Насколько часто приходится отбирать таблички?
Примерно в половине случаев. Иногда бывают и приятные исключения: в некоторых заведениях появляется третья табличка! И это не может не радовать.
Бывало, что плакали, забирая знак отличия проекта?
Порой возникают очень обидные ситуации, когда из-за пары недостатков табличку мы не даем. Например, если в относительно чистом заведении с приветливым персоналом вдруг обнаруживается, что клиентов обвешивают — не докладывают 20-30% дорогого салата. И это не случайность, а преднамеренный обвес, так как мы проверяем вес блюда не ведущего, а тайного покупателя. Если я и плачу в таких случаях (крайне редко), то это слезы разочарования, а не жалости. Ведь ты очаровываешься коллективом, а потом узнаешь, что он безбожно обманывает гостей. Но вообще стараюсь держаться. И только в машине по дороге в отель или уже дома, вернувшись из командировки, могу себе позволить не контролировать эмоции.
В некоторых заведениях стали появляться поддельные таблички «Ревизора». Чем, по-вашему, руководствуются люди, идя на такой шаг?
Ну, послушайте, сколько сумок Gucci, Prada, Louis Vuitton шьется в Китае! Если вещь удачна и успешна, ее будут подделывать. Припоминаю одну якобы нашу табличку, которую херсонский водитель разместил в салоне своей маршрутки. Фото нам прислали наши зрители. Мы посмеялись, а «Страсти по «Ревизору» сгоняли в Херсон и познакомились с водителем. Чувство юмора у него завидное. Табличку, правда, мы отобрали, а взамен подарили фотографии с автографами. Все остались довольны.
Гусеницы не оплачиваются
«Ревизор» выходит более шести лет. Как за это время изменилось отношение ваших знакомых к сервису?
С каждым новым сезоном члены нашей команды получают все больше и больше звонков и SMS от друзей, знакомых и поклонников программы с просьбами посоветовать им места, в которых можно остановиться или провести время. Наравне с сообщениями-просьбами приходят и сообщения-жалобы: мол, я сижу сейчас в ресторане, мне принесли салат, а в нем — гусеница! И я моментально отвечаю: за блюдо не платить, салат вернуть на кухню, срочно звать администратора и требовать возвращения денег. Думаю, если бы не было «Ревизора», они бы, скорее всего, даже не задумывались бы, что эту проблему можно решить. «Проглотили» бы все и жили себе дальше. Здорово, что мы учим украинцев отстаивать свои права.
Наверное, вас часто спрашивают и о том, как не ошибиться при выборе заведения?
Да, и я всегда отвечаю: прежде, чем идти в ресторан, супермаркет или заселяться в отель, стоит посмотреть «Ревизор» или почитать отзывы о заведении. А еще в интернете есть много сайтов, где люди оставляют свои комментарии и рекомендации.
Кстати, когда вы сами заходите поесть в ресторан, замечаете шушуканье и экстренное собрание всех работников на кухне?
Конечно, в каждом втором заведении. Вначале вздрагивает администратор, затем нервничает официант… Иногда пристальное внимание льстит. Если я предварительно бронировала столик, то мне, скорее всего, дадут лучший из свободных. Но чаще узнаваемость мешает. Обычно прихожу в ресторан не одна, и повышенный интерес персонала к нашему столику отбивает аппетит, разрушает атмосферу уюта и приватности.
Помню, как-то раз обслуживать нашу маленькую компанию взялся официант-практикант. Вначале подошла администратор и спросила разрешения, чтобы на мне потренировался их стажер. Сказала, что он фанат программы «Ревизор» и был бы счастлив показать мне, что уже умеет в сфере облуживания. Я согласилась. И, кажется, зря…
Потому что с этой минуты наш ужин превратился в мастер-класс на тему «Как правильно обслужить гостя». Стажер подходил каждые пару минут с вопросами вроде «Все ли вам нравится?». Даже не успевала жевать -- так часто приходилось ему отвечать. Нет, я всегда рада помочь начинающим официантам, но не во время отдыха.
Что сложнее всего снимать: ресторан, отель или спецревизии?
У нас такой колоссальный опыт в плане съемок, что сложного осталось уже немного.