Гэри Олдман: Если мне суждено получить «Оскар», то за этот фильм
Британский актер Гэри Олдман уже стал лауреатом «Золотого глобуса» как лучший исполнитель в фильме «Темные времена». Он рассказал Теленеделе, чего ему стоили 200 часов в кресле гримеров и почему теперь предпочитает сериалы.
Свой интерес
Одно время вы славились как профессиональный экранный социопат: Дракула в фильме Фрэнсиса Форда Копполы, Зорг в «Пятом элементе», Мейсон в «Ганнибале»… Как себя чувствовали, играя самого известного британского премьер-министра?
Замечательно, потому что с большим уважением отношусь к роли Черчилля в истории. Победа во Второй мировой войне — во многом его заслуга. Некоторые считают этого политика ворчливым стариком, который ходил в смокинге и всюду разбрасывал пепел от своей сигары. Из меня по время съемок выпрыгнул другой Черчилль. Такой уверенный в себе персонаж, с чертовщинкой в глазах. В нем обнаружилась дерзость, присущая розовощеким школьникам.
Художники по гриму отлично выполнили работу — на экране вас практически невозможно узнать. Что вы делали, пока вам накладывали грим, искусственный животик? Читали, смотрели кино на планшете?
Ах, если бы! Это работа как гримера, так и актера. Они постоянно ставят тебя в определенную позицию, требуют держаться ровно и не двигаться. Во время гримировки лица можно было хотя бы сидеть. Я хотел поговорить с кем-нибудь по телефону по громкой связи, но мне запретили, потому что двигалось лицо. Это были очень длинные и тихие утренние часы...
Почему фильм о Черчилле выходит именно сейчас, когда в мире так сильны националистические настроения?
Мы приступили к работе над «Темными временами» в начале 2016 года. Трампа еще не выбрали, Brexit (выход Британии из ЕС. — Прим. ред.) тоже не случился. У нас был сценарий о смешном мужчине, который в жизни наломал немало дров, но под конец ее кое-что сделал очень правильно. Черчилль был весьма нетипичным политиком. Например, имел титул и поместье, ему было сложно нравиться другим, не говоря уже о народных массах. Как очень странный, эксцентричный аристократ оказался вершителем судеб многих народов и как он с таким грузом справлялся — в этом я видел свой интерес в этой роли.
Коппола подарил мне саркофаг
Сейчас уже почти все прочат вас в победители оскаровской гонки…
Если мне и суждено получить «Оскар», то за этот фильм.
Сложно представить, но даже «Золотой глобус» — не только ваша первая победа, но и первая номинация в жизни. Как так получилось?
В истории «Оскара» я, наверное, буду первым актером, у которого нет и никогда не было пресс-секретаря. Всегда считал, что мне не нужен человек, который бы ходил и расхваливал меня. Я просто делаю свою работу, а завоюет она премии или нет — это меня интересует мало.
В интервью, которое вы давали перед премьерой ленты «Шпион, выйди вон!» вы сказали, что в случае победы принимать награду пошлете вместо себя американского индейца, как когда-то это сделал Марлон Брандо. У вас до сих пор такой же план?
Ну, я же пошутил. Конечно, поехал бы сам. Да, я получил удовольствие, работая над фильмом, но заветная статуэтка могла стать вишенкой на торте для всей огромной команды, которая стояла за созданием фильма.
Премия «Оскар» может повлиять даже на карьеру такого состоявшегося актера, как вы?
Я нахожусь в руках киноиндустрии. Завишу от дружбы с режиссерами и продюсерами, их воображения и того, как они проводят кастинг. Понимаете, о чем я? Всегда говорю, что, если бы остался жить в Англии, никогда не сыграл бы Дракулу у Копполы. Мой переезд в Калифорнию сильно поменял ход карьеры. Понимаю: моя фильмография выглядит так, как будто я люблю фантастические роли, а также макияж и парики, но это совсем не так!
Кстати, о «Дракуле»: вы могли тогда предугадать, что сыграете персонажа, который станет культовым и будет оставаться популярным 25 лет?
Это была одна из самых тяжелых киноработ. У моего Дракулы очень измученная душа. Мы долго погружались в роль, и, чтобы помочь с этим, Коппола даже подарил мне саркофаг, который хранился у меня дома и в который я мог залезть, чтобы вжиться в образ. Тогда же я тесно познакомился с трансформирующим накладным гримом.
Берусь за все роли, которые мне предлагают
Вы говорили, что хотите снять собственный фильм. Он будет не ужастиком и не фантастикой?
У меня есть мелодраматическая история, которую я написал и пытаюсь запустить в производство. Вроде бы нашел инвестора, но поиски заняли более пяти лет.
Неужели боятся вкладывать деньги даже под ваше имя?
Большие студии считают, что люди не хотят мелодрам.
По какому принципу отбираете сценарии?
По принципу наличия. Все, что мы видим в индустрии сегодня, — огромное число актеров и большой недостаток режиссеров и инвесторов. А женщинам-актрисам еще сложнее! Вот пример: недавно я сидел несколько месяцев без работы, при этом платил по кредиту за дом, за частную школу для детей. Потом мне позвонил агент, сказал: «Мэтт Ривз хочет предложить тебе роль в «Революции». Я подумал: «Ну, слава Богу!». Я берусь за все роли, что мне предлагают. Хоть относительно стоящие, конечно. Если представляете, что меня на столе лежит стопка из двухсот сценариев, и я выбираю, то это не так. Как вы думаете, почему Джордж Клуни рекламирует кофеварки?
Очень любит кофе?
Может и любит, но важнее то, что него дом на озере Комо, который надо содержать. Рекламные контракты часто дают актерам больше, чем гонорары за кино.
Вы не хотели переписать вашу мелодраму под телеформат, где больше денег?
Думал сделать из нее мини-сериал, но сейчас постараюсь уложиться в существующий бюджет полного метра. Сегодня все пытаются снимать в разных местах, где дают послабления с налогами. Моя история происходит в Калифорнии в 1870-х годах. А работать придется, скорее всего, в Венгрии, Чехии или Канаде.
Я помню время, когда люди обсуждали новые фильмы за обедом. Теперь все комментируют эпизод очередного сериала онлайн. Телевидение наслаждается пиком зрительского интереса, который киноиндустрия пережила в 1970-х.
У меня есть чувство стиля
Пиратские копии есть как в кино, так и на ТВ. Значит, не в пиратах дело?
Телевидение смелее и свежее. Там новые интересные идеи. Вот вы что думаете про киноиндустрию сегодня?
Есть некоторый застой. Снимают много комиксов, приквелов, продолжений...
И ремейки всюду. Оригинальные сценарии стали большой редкостью, вот что я вижу, как актер.
То есть телевидение работает за себя и за киноиндустрию?
Похоже на то. Раньше на телевидении стояло клеймо примитивного жанра. В 1980-х мы морщили носы: мы киноактеры, а эти — просто на ТВ. Теперь всем нужна работа, островок безопасности становится все меньше.
Если бы вас позвали в сериал, пошли бы?
Почему нет?.. Зовите!
Услышав эти признания, хочу узнать: реклама очков Prada в вашей карьере тоже случилась чисто ради денег или вам действительно нравится хорошо одеваться?
Меня греет мысль, что у меня есть чувство стиля. Думаю, я заслуженно получил приглашение посотрудничать. Однажды даже вышел на подиум на показе Prada.
Когда это было?
Ой, много лет назад, когда я был популярной моделью (смеется).
Легко вас было на это уговорить?
Миучча Прада пригласила меня лично участвовать в показе. Мое дефиле длилось где-то 48 секунд.
Там были другие актеры?
Да, Тим Рот и Уиллем Дефо. В тот момент я не был страшно занят и сказал себе: «Ладно, поеду в Милан и сделаю это чисто смеха ради!». Случай очень показателен для моей жизни. Я просто даю событиям происходить тогда, когда они сами назревают.