Александр Соколовский: Для съемок я изучал одесский воровской жаргон
Он всегда любил петь и хотел научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, но никогда не ходил в музыкальную школу. Реализовать мечту актеру Александру Соколовскому удалось благодаря сериалу Сувенир из Одессы, где ему досталась роль скрипача.
Дайте, что ли, скрипку в руки…
Александр, расскажите о своем музыкальном опыте в «Сувенире из Одессы».
Как я научился играть на скрипке? Благодаря прекрасному преподавателю Светлане Медведевой. Она учила меня правильно ставить пальцы, держать смычок. Как оказалось, это самый сложный инструмент для обучения, который только существует. Там столько тонкостей! Вот духовые — совсем другое дело: просто делай вид, что дуешь, и правильно кнопочки перебирай, а звук потом подставят. Со скрипкой такой номер не пройдет, тут не схалтуришь.
Как тяжело извлечь из нее правильный звук, чтобы при этом еще и руки правильно стояли! Вы не представляете, сколько раз я, репетируя, был на грани истерики. И всегда говорил себе: «Да как это вообще можно осилить? Это же нереально! Все, хватит! Я больше не могу!». Но при этом понимал, что все зависит только от меня. Тем более никто же не заставляет меня исполнять этюды Паганини — просто надо максимально правдоподобно сымитировать игру на скрипке.
Говорят, в кадре вы с инструментом в руках выглядите органично!
Надеюсь. Но уверен, что профессиональные музыканты все равно увидят те недочеты, которые отличают любителя от профессионала. Кстати, меня эта мысль как раз и спасает, ведь мой Матвей в некотором смысле самоучка. Он не оканчивал консерватории, его обучал игре какой-то дедушка. С биографией Матвея, по сюжету, не все понятно. Возможно, это и не его дедушка, потому что сам герой — не одессит, а, выражаясь на сленге, «залетный» персонаж.
А вы в Одессе до этих съемок бывали или тоже «залетный» гость?
Не бывал, поэтому считал: все то, что рассказывают об одесситах, об их манере общаться и о местном колорите в общем, — это анекдоты. Но вот заселился в гостиницу и пошел в ближайший магазин за водой. Походил, не нашел того, что мне надо. Спрашиваю кассиршу: «Простите, пожалуйста, а где у вас вода?». Она в ответ: «Хо! Милый мой! Или ты таки не знал, что вода у нас на первом этаже!». Это была прелесть! (Смеется.) Я от таких одесских штучек получал море удовольствия.
Кипеш по голливудским стандартам
Еще какая-то подготовительная работа перед съемками от вас требовалась?
Я изучал одесский воровской жаргон. Оказалось, многие слова, которые есть сейчас в нашем обиходе, именно оттуда: те же «кипеш», «шухер»… Еще исколесил на скутере весь город, чтобы прочувствовать его. Ну, и читал много литературы об Одессе того периода.
А вообще какие книги читаете?
Ой, разные — и классику, и современную литературу. Иногда меня швыряет в модные сейчас истории вроде «Шантарама», потом в какие-то древности. Вот недавно шел по Андреевскому спуску и на блошином рынке приобрел у дедушки две книжки: рассказы Василия Шукшина и «Атлантиду» Андре Лори. Кстати, предпочитаю покупать книги с рук. Так ты делаешь приятное не магазину, а себе и конкретному человеку, который продает литературу потому, что нуждается в деньгах.
В сериале есть эпизод, где Матвей, спасаясь от погони, скатывается со скалы. Сами исполняли этот трюк или воспользовались услугами каскадера?
Проект очень сложный технически — много трюков, перестрелок, боев и драк. Но над ним работали такие профессионалы, что, наверное, не преуменьшу, если скажу, что все было по голливудским стандартам. Сериал снимался по законам блокбастера, и без каскадеров не обошлось. Но некоторые сцены мы отыграли сами. Например, драку в тюрьме.
После того как мы с Сашей Мельником отрепетировали несколько раз под руководством каскадеров, нам сказали, что сами сможем справиться. И справились. Было очень круто! Автомобиль 20-х годов прошлого века тоже сам водил — там видно, что в кадре я. Хотя такой машиной управлять реально сложно. Особенно когда привыкаешь к современным автомобилям на автоматической коробке передач.
Виндсерфинг из Одессы
Как-то вы рассказывали, что после окончания вуза работали не по профессии. И кем же?
Правильнее сказать так: я снялся в одном фильме, а после этого практически на год выпал из профессии. Чтобы заработать на жизнь, был даже официантом. Но не переставал ходить на кастинги — и дождался своего часа.
С кем ваш пес, пока вы на съемках?
У меня такой график съемок, что дома не бываю месяцами — никакое животное этого не выдержит. Так что собаки у меня нет. Вы, наверное, в соцсетях фото видели? Это бездомная собака — знакомые подобрали на улице целый выводок, и мы пытались пристроить его в хорошие руки. Я давно занимаюсь волонтерством — помогаю искать хозяев таким бедолагам и поддерживаю финансово приюты для животных.
Когда же успеваете заниматься серфингом, виндсерфингом, сноубордингом? В Instagram много фотоотчетов о вашем активном досуге.
Перепробовал, наверное, уже все экстремальные виды отдыха, кроме кайта. Однако стараюсь особо не лихачить — если получу травму, это нарушит съемочный процесс. К сожалению, из-за занятости не всегда удается сфокусироваться на каком-то одном виде спорта. Поэтом предпочитаю сезонные. Если есть пара выходных дней зимой, могу куда-нибудь махнуть покататься на сноуборде. Но больше всего люблю хоккей. А в Одессе, кстати, впервые попробовал виндсерфинг и очень им впечатлился.
В «Сувенире из Одессы» ваш герой оказывается в эпицентре любовных страстей. А в жизни вы влюбчивы?
Влюбчив. При этом мне комфортно в одиночестве. Вот такой я противоречивый человек (улыбается). Наверное, это связано с тем, что людям творческих профессий обязательно нужно перезагружаться или концентрироваться на происходящем процессе.
Сейчас ваше сердце свободно?
В подробности вдаваться не буду, поэтому скажу так: да, я свободен.