Бегущий по лезвию 2049: в поисках ответов
Критики, уже посмотревшие картину Бегущий по лезвию 2049, — в восторге: феномен, шедевр, «Оскар»! Впрочем, история ее выхода на экраны сама по себе занятна. Рассказываем, почему Ридли Скотт взялся за сиквел своей провальной нетленки и что из этого получилось.
Назад в будущее
Ридли Скотт весьма плодовитый кинодеятель. Но в этом году побил собственные рекорды. Пять фильмов он представляет как продюсер — фантастические триллеры «Чужой: Завет» и «Бегущий по лезвию 2049», криминальный триллер «Все деньги мира», шпионский триллер «Уотергейт. Крушение Белого дома» и детективный… ладно, тоже триллер «Убийство в Восточном экспрессе». В двух из них он выступил режиссером («Чужой» и «Деньги…»), а в одном еще к сценарию руку приложил.
Речь идет о ленте Бегущий по лезвию 2049 — сиквеле едва ли не самой сложной, противоречивой, но и любимой его работы 1982 года.
Тогдашний «Бегущий…» провалился в прокате — не смог выдержать конкуренции с блокбастерами Николаса Мейера «Звездный путь: Гнев Хана», Стивена Спилберга «Инопланетянин» и Джона Карпентера «Нечто». Все они вышли в один месяц, в июне, а «Нечто» — еще и в тот же день, якобы счастливый, 25 числа. В общем, неспешный фантастический нуар о недоумевающем охотнике на непонятных существ и не мог соперничать с ярким экшеном привычной вселенной, трогательной семейной историей о взаимопонимании и пугающе-параноидальным ужастиком с решительным Куртом Расселом в главной роли.
Культовый статус «Блейдраннер» получил позже — когда появился на видео. Что неудивительно: эту историю надо не смотреть, а рассматривать!
Нет предела совершенству
Кажется, именно этим — покадровым изучением скоттовского шедевра — занимались все последующие поколения создателей фантастики и не только. «Бегущий по лезвию» разошелся на цитаты в прямом смысле: пожалуй, без него не было бы «Матрицы» и «Бойцовского клуба», а модными находками костюмера фильма Майкла Каплана вдохновлялись Александр Маккуин и Жан Поль Готье (и не забываем прозрачный дождевик!).
А вот Ридли Скотт остался не очень доволен результатом (хотя сам так перекроил новеллу Филипа Киндреда Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?», что от нее остались разве что электророжки да электроножки). Он еще на съемочной площадке вымотал нервы всем — от звезд до гримеров.
Плюнув на график и бюджет, Скотт делал по три десятка дублей, а однажды отправил в корзину работу двух недель, когда решил, что ему не нравится свет в офисе главы Tyrell Corporation. И переснял-таки по-своему! Впрочем, в «наказание» ему пришлось завершить первую прокатную версию хэппи-эндом и сопроводить разъясняющим закадровым голосом. Причем Харрисон Форд старался начитать текст похуже, чтобы его не использовали…
Благодаря дотошности Скотта (уже тогда начавшего исследовать тему встречи творения и творца) съемочного материала осталось столько, что позже были смонтированы 7 «официальных» версий, уйма фанатских и еще осталось 45 минут материала, никуда не вошедшего!
Между прочим, именно конфликты при монтаже и прокате «Блейдраннера» положили начало традиции «режиссерских версий» — студии поняли, что на этом можно недурно заработать. Если надумаете освежить «Бегущего…» в памяти, выбирайте так называемый «финальный монтаж» (Final Cut) длительностью 117 минут — он вышел в прокат 5 октября 2007 года и приурочен к 25-летию фильма. И даже для его создания Ридли Скотт провел дополнительные съемки!
Тс-с-с!
Съемки съемками, материал материалом, а фильм 1982 года все равно оставлял больше вопросов, чем ответов. И самый главный из них — кто же такой Рик Декард?
Харрисон Форд был убежден, что его герой — человек, Ридли Скотт всегда грубо возражал, мол, только идиоты не видят, что Декард — репликант. И теперь он грозится аргументированно все доказать, помахивая сценарием с собственными пометками. Вот только режиссерское кресло уступил Дени Вильневу, отлично зарекомендовавшему себя атмосферными фильмами типа «Убийца» и «Прибытие».
Чтобы не разрушить интригу сливом в Сеть — как это часто бывает в последнее время из-за неосторожности персонала или хакерских атак, работа над фильмом велась в строжайшей секретности. Актер Ленни Джеймс делился, что на ознакомление с его ролью в сценарии у него было 36 часов, каждый день ему открывали доступ только к тем страницам, по которым шла работа, а полный сценарий, собравшийся у него на планшете, загадочным образом исчез через 9 часов после окончания съемок.
Во внешний мир информацию о фильме выдавали по чайной ложке. Долго не было известно, появится ли в фильме Харрисон Форд, с которым у Ридли Скотта 35 лет назад сложились не самые теплые отношения. Но он появится (что вызвало недобрые подозрения у тех, кто не в восторге от возвращения Индианы Джонса и Хана Соло). Долго выясняли, кто сыграет главную роль, — наконец выяснили, что Райан Гослинг (а вот это повод для оптимизма).
Дальше молчать уже было нельзя, и настырным СМИ выдали синопсис: офицер Кей узнает некую опасную для остатков человечества тайну, и чтобы разобраться во всем, отправляется на поиски исчезнувшего 30 лет назад Рика Декарда. Вместе с Гослингом закручивать интригу будут засветившаяся в скоттовском «Марсианине» Макензи Дэвис, голландка Сильвия Хукс из «Лучшего предложения» Торнаторе и вездесущая Робин Райт. По некоторым данным, появится и Эдвард Джеймс Олмос в образе мистического Гаффа из фильма 1982 года.
Затем будущих зрителей принялись дразнить трейлерами и короткометражными приквелами. Первые две истории снял Люк Скотт, сын Ридли Скотта и друг Дени Вильнева, третью — в жанре аниме — японский мультипликатор Синъитиро Ватанабе («Ковбой Бибоп»). Нам представили Ниандера Уоллеса, «отца» суперрепликантов Nexus 8. Изобретателя сыграл Джаред Лето и его специальные «слепые» линзы — актер действительно не видел ничего, что и помогло ему достоверно изображать незрячего.
А также познакомили с «кожаной куклой» — репликантом-убийцей Саппером Мортоном. Сначала Дэйв Батиста выглядит нервическим ботаником в маленьких очочках, не способным постоять за себя перед жадным перекупщиком, а потом дает натурального Дракса Разрушителя (его персонаж в «Стражах Галактики»), причем без шуточек.
Эти же предварительные «ласки» подтверждают некоторые догадки особо внимательных фанов: вселенные «Блейдраннера» и «Чужого» связаны — корпорация Уэйланда наследовала корпорации Тайрелла в производстве андроидов; в новой ленте попробуют реанимировать экологические акценты оригинального произведения Филипа Дика; репликанты все-таки будут жить дольше; а Декард, скорее всего, скрывался в заброшенном Лас-Вегасе.
Зато какой именно из погибших в 1982 (2019) году персонажей оживет и вернется на экран, как намекал Ридли Скотт, нам все-таки предстоит увидеть собственными глазами — начиная с 5 октября.