Карты, эгоизм и сердце Фанни Ардан
Одна из самых известных, талантливых и красивых актрис французского кино Фанни Ардан 22 марта отметит юбилей.
Задолго до того, как феминизм стал трендом, Фанни Ардан была его верной приверженкой. Она никогда не была замужем, родила троих дочерей от разных мужчин: Люмир – от актера Доминика Левера, Жозефину – от режиссера Франсуа Трюффо и Баладин – от оператора Фабио Конверси. И ей все равно, что о ней думают другие.
Она была музой мэтра Франсуа Трюффо, сыграв свою самую важную роль в его драме «Соседка», снималась у многих классиков французского кино, а десять лет назад решила сама сесть в кресло режиссера.
Фанни не терпит стереотипов и общепринятых правил, без страха и опасений нарушая их, – и творчестве, и в жизни. И хотя платит за свою свободу и независимость высокую цену, ни о чем не жалеет и остается верна самой себе семь десятков лет.
– В далекие годы моего детства Монако было тихим уголком земли, еще не затоптанным туристами.
– Мои родители пытались воспитать во мне чувство свободы, провокационность, любовь к приключениям и риску. Я тоже хотела научить моих дочерей самих биться с жизнью и не хотела давать им готовых ответов. Мне кажется, первое, чему надо научить человека, – говорить «нет».
– Меня никто так больше не любил, как родители.
– Мои папа и мама были безумно влюблены друг в друга! Никогда не ссорились и не изменяли друг другу – это, кстати, принципиальный для меня момент. Я всегда инстинктивно пыталась встретить такую же уникальную любовь или хотя бы ощутить похожее всепоглощающее чувство. Но не случилось, не повезло…
– Жизнь одна, и мне кажется, что нельзя врать и пытаться убедить себя в том, что можешь выбрать свою модель жизни. Жизни надо позволить произойти с тобой и дать себя унести.
– Главный враг жизни – это страх.
– Один из моих больших недостатков – я асоциальна. Меня не привлекает общественный успех – мне интересны только отдельные люди и некоторое взаимодействие с ними.
– От роли актрисы устаешь гораздо меньше, чем от роли режиссера. Когда тебя снимают, все тебя любят и заботятся, а когда ты режиссер – необходимо писать сценарий, искать деньги, сталкиваться со сложностями… Это требует гораздо больше сил. Именно поэтому я в первую очередь актриса, и только когда у меня есть время – занимаюсь режиссурой.
– Не люблю автобиографии. Они бывают востребованы через 100 лет. Если в это время тебя кто-то вспомнит…
– Всегда играла только те роли, которые любила. И я умею отказывать, даже если роль сулит огромный гонорар.
– Энтузиазм, энергия, сила Франсуа (Трюффо. – Прим. ред.) – это были те качества, которые я искала в других режиссерах, когда у них снималась. У Трюффо было что-то от ребенка. Он всегда говорил нам: «Скорее, скорее!». Мы не должны были слишком глубоко задумываться над тем, что делаем.
– Мне плевать на стереотипы, которые нам навязывает общество, требующее от нас быть сексуальными штучками до восьмидесяти лет. Я не отбеливаю зубы, не изнуряю себя диетами, не бегаю за врачами, не впадаю в истерику, заметив морщинку. Просто живу в предлагаемых обстоятельствах, а не травлю себя сожалениями или завистью.
– Для меня нет национальности в кино. Вообще кино неделимо. Мне говорят – женское кино. Я всегда спрашиваю, что это. Или – молодое кино. А что, есть еще старое? Нет такого кино. Думаю, неправильно так сужать рамки.
– Спортом я не занимаюсь. Нет у меня каких-то особых рецептов красоты и молодости. Разве что питаюсь правильно – ем то, к чему меня с детства приучили мама и бабушка.
– Однажды захотелось рассказать сюжет, который пришел мне в голову. Эту историю я видела покадрово – как готовый фильм. Осталось только его снять. Что я и сделала.
– Моя жизнь была полна встреч, предательств, разлук, любовных драм, от которых и по сей день трясет.
– Целиком и полностью разделяю слова, сказанные моей любимой писательницей Маргерит Дюрас: «Жить в ожидании любви – означает уже жить в любви». Так и живу.
– Я всегда играю только таких женщин, которых понимаю внутренне. Даже убийцу могу сыграть.
– Хороший партнер – тот, кто во время игры смотрит на тебя по-настоящему. То есть не играет
в любовь, а действительно любит. Актрисе необходимо, чтобы мужчина на нее так смотрел. Тогда забываешь о камере, о роли, о выдуманной истории, а попадаешь в настоящую жизнь. Мои партнеры, с которыми мне очень везло, – Депардье, Трентиньян, Делон, Бельмондо – в полной мере обладали этой способностью – видеть женщину, а не только себя.
– Роли выбираю так: получая очередной сценарий, ложусь на диван и читаю его, как роман. Если история меня трогает, тотчас же снимаю телефонную трубку и говорю режиссеру «да». Если нет – забрасываю его подальше! В творчестве слушаю только свое сердце, впрочем, как и в жизни.
– По сути своей я трагик. Такая у меня жизненная роль, полученная от бога. Умирала и умираю постоянно, но, как и в театре, встаю, после того как очередной спектакль закончился, и иду дальше. До следующей смерти. Счастье мимолетно и очень кратковременно. Но знаю, что оно есть где-то там.
– Я эгоистка, поэтому и не смогла удержать своих любимых мужчин. Ведь любовь требует жертвенности, терпения, великодушия – поступков и качеств, на которые меня не хватило. Поэтому всех растеряла. И по своей вине сегодня одна. Но я ни о чем не сожалею.
– Всегда сравниваю себя с игроком в покер. Сидишь за столом, тебе один раз выпадают плохие карты, второй, третий... Но ты же из-за стола не встаешь, даже если в кармане ставка на пять евро. Так и я – мне сдают дрянные карты, но сижу и играю. То есть живу.