Соционика. Когда верх берут эмоции - кто такие Этики
1 лютого 2016 11:05
Иногда то, что мы знаем, бессильно перед тем, что мы чувствуем...
Стивен Кинг
Эмоции и чувства – часть каждого из нас. Мы ценим положительные эмоции, приятные чувства и ощущения, и жадно тянемся к источникам, которые нам их дарят.
Смех и радость, нежность, печаль, разочарование, гнев, страх, удивление, презрение и восхищение расцвечивают нашу жизнь. Делают ее вкусной, осязаемой, неповторимой, яркой, почти как в популярном мультфильме "Головоломка", который как бы детский, но на самом деле - серьезное исследование внутреннего мира человека.
Эмоции и чувства, которые мы испытываем к другим, и которые получаем в ответ, - делают нас счастливыми, несчастными, наполняют ощущениями, дают и отбирают смысл в жизни. Это любовь и дружба, уважение, ненависть, забота, симпатия, раздражение.
Где-то в области сердца происходят самые масштабные конфликты… погибают и оживают друзья… целуются и ругаются чувства… бушует ураган… берут своё начало страхи … и расставляет акценты любовь…Вадим Сатурин
Для некоторых людей эмоции и чувства (этика) - самые сильные функции психики.
Эти люди Этики. Для них эмоции и отношения – аспекты информации, в понимании которых они превосходят всех остальных.
На языке соционики этики - это люди, у которых первой базовой функцией в психоинформационной модели является этика. Этика эмоций или этика отношений .
Этики – противоположность логиков, они прекрасно чувствуют свое эмоциональное состояние и внутренние эмоции окружающих (проявление этики эмоций). Этики прекрасно общаются с людьми, разбираются во взаимоотношениях и смело манипулируют своими и чужими чувствами (этика отношений). Про это вам известно из наших прошлых публикаций.
Этика отношений
С другой стороны, этик с логикой на «Вы», потому что все мысли «окрашены» чувствами, а разум отстает от эмоций. Когда эмоции заводят в тупик, разум этика «догоняет» их, чтобы прийти на помощь в поисках выхода.
Этик всегда неуверенно чувствует себя в вопросах логики, поэтому старается компенсировать эту неуверенность существующими логическими знаниями о мире. Обратите внимание, что интерес к научным фактам и истинам не всегда признак того, что перед вами логик! Часто сочетание эмоциональности и интереса к логике окружающего мира выдают этика.
Если этик - экстраверт, его самая сильная функция психики – это этика эмоций. Яркое проявление всего спектра человеческих чувств на лице и в поведении, частые и резкие смены настроения выделяют экстравертных этиков среди остальных.
Этики-интроверты, напротив, эксперты в области этики отношений . Именно она является их первой «базовой» функцией. Особенность таких людей в том, что они «настроены» на частоту информации по вопросам взаимоотношений. Прекрасно чувствуя тонкости в этом вопросе, такие люди мысленным взглядом могут охватить весь процесс зарождения, развития отношений, понимая, куда это развитие приведет. Именно к ним идут за советом, пожаловаться, «поплакаться в жилетку».
Глядя на мир сквозь призму этики - первой «базовой» функции, человек действует с позиции второй функции – «творческой».
Для этиков творческой функцией может быть либо сенсорика, либо интуиция. Если приятные эмоции этику дарит прежде всего удобное кресло, чашка ароматного кофе, уют и комфорт – второй будет сенсорика. Если же события, идеи, развитие действий во времени вызывает возбуждение и эмоциональную встряску – вторая функция – интуиция. Причем вторая функция всегда противоположна первой по «вертности» (направленности) - если первая функция экстравертна, то вторая – интровертна, и наоборот. И логика никогда не может быть второй функцией у этиков.
Аналогично логикам, про которых мы говорили в прошлый раз, существует четыре модели психики этиков:
Этико-Сенсорный Экстраверт (ЭСЭ) или Гюго (энтузиаст)
Этико-Сенсорный Интроверт (ЭСИ) или Драйзер (моралист)
Этико-Интуитивный Экстраверт (ЭИЭ) или Гамлет (идеолог)
Этико-Интуитивный Интроверт (ЭИИ) или Достоевский (гуманист).
Читаем блок «ЭГО» для этиков: Гюго, Драйзер, Гамлет и Достоевский
Гюго (ЭСЭ) «энтузиаст» окатит вас своими эмоциями как из брандспойта. Считает, что веселый человек всегда прав, а доброжелательность - лучшее средство для пищеварения. Сам, будучи веселым, сильным и открытым человеком, чудесно распознает эмоциональное состояние окружающих. «Пока есть возможность, живите весело!», - так почти 2000 лет назад говорил Сенека и вряд ли с тех пор найдется иная фраза, которая лучше бы смогла охарактеризовать Гюго-энтузиаста.
Типичный Гюго, который живет на крыше
Выдержать эмоциональное неистовство человека-праздника, человека-гида, человека-цунами под силу не всем. Гюго проявляет эмоциональность во всех своих делах – ведь калейдоскоп эмоций заменяет ему деловую хватку, жизненную мудрость и логическое мышление. Он обожает принимать гостей, организовывать вечеринки и прочие мелкие и крупные перевороты типа свадеб и революций (не сомневайтесь, все гости будут удобно устроены и накормлены, а подружки невесты и солдаты революции одеты тепло и удобно).
Не мечтайте о тишине и покое рядом с Гюго – его забота всегда активна, хотите вы того или нет, и умереть от тоски рядом с ЭСЭ вам не удастся.
Конечно, неуемная энергия Гюго требует выхода. Загрузка парой-тройкой умопомрачительных идей, несколькими бизнес-идеями и перспективными проектами удержит Гюго от истерик и прочих перепадов настроения, которые плохо влияют на его работоспособность.
Антуан де Сент-Экзюпери (соционический ТИМ ЭСЭ «Гюго») писал: «Самое большое счастье – это роскошь человеческого общения». К нему, без сомнений, присоединились бы и другие не менее знаменитые ЭСЭ: Жюль Верн, Кир Булычев, Джорж Вашингтон, Леонид Быков, Эрнест Резерфорд.
Драйзер (ЭСИ) «моралист» точно знает, что хорошо и что плохо. С моральной точки зрения. И активно убеждает в этом других. С чувством, толком, расстановкой. Безапелляционно и неустанно оценивает поступки других людей. Потому что мир в глазах моралиста - безнадежно аморален и причина всех бед именно в этом.
Доктор Пилюлькин - воплощение моральности
Каким бы не было окружение Драйзера – семья, рабочий коллектив, соседи – Драйзер обязательно проследит, чтобы зона общения была безопасной и никакие границы морали не были нарушены. В отношениях между людьми разбирается великолепно, мгновенно подмечает все этические недостатки окружающих. Безошибочно чувствует фальшь и лицемерие, и не позволит никому проявлять бурные эмоции в его присутствии. Отсюда «растут ноги» недоверчивого и настороженного отношения к людям. И близких людей у Драйзера немного, остальных же он держит на психологической дистанции, имея вид холодный и сдержанный.
Моральный кодекс Драйзера – настольная книга для судов в последней инстанции, адаптированная на все случаи жизни для всех типов грехов, проступков и промашек. Не старайтесь убедить Драйзера в том, что он преувеличивает – прежде чем вы приведете свои аргументы, вас запишут в беспомощные болтуны. А если вы все-таки выведете его из себя, чтобы вернуться обратно Драйзер затеет уборку с перестановкой мебели или же почитает какой-нибудь прогноз о том, что может произойти в будущем.
Среди известных моралистов Зигмунд Фрейд, Иван Тургенев, Михаил Задорнов, Теодор Драйзер, Жаклин Кеннеди, Ада Роговцева.
Гамлет (ЭИЭ) «идеолог», подобно Станиславскому, всегда держит в голове одну мысль - «Не верю!». Через призму противоречивых и драматических страстей он смотрит на мир, считает жизнь игрой и верит, что искусство начинается там, где познание сливается с любовью и ненавистью.
Так откуда взялась печаль...
Не удивительно, что среди представителей этого типа немало актеров, ведь менять маски и играть «в другого человека» - первое любимое занятие Гамлетов. Второе – «предвидеть и драматизировать». Например, что завтра вас переедет машина. Или вашего кота. Или вы кого-то переедете. Неважно. Главное для Гамлета – вас предупредить. По пути разрисовав драматические перспективы и вызвав предынфарктное состояние. После этого сменить маску (смотри любимое занятие Гамлетов №1) и поменять перспективу развития событий с котом и машиной, вызвав новую эмоциональную встряску, в эпицентре которой будете вы, ваш кот и машина, не сомневайтесь! В умении создать и поддерживать напряженную и наэлектризованную атмосферу Гамлету нет равных.
Вынести спокойствие «идеолог» не в силах. Ему всегда нужно состояние борьбы с кем-то и публика, которая все это будет оценивать. Гамлет обязательно найдет кого зачислить во враги, а остальных окружающих будет неустанно зажигать пламенными речами. Легко во враги к Гамлету попадут те, кто «не зажигается» и безразличен к проявлениям гамлетовской базовой этики эмоций. Для безразличных у Гамлета есть специальное оружие – он умело «взорвет» ситуацию и обязательно накалит обстановку.
Творческая интуиция времени всегда помогает Гамлету понять противоречивость ситуации, подсказывает верный момент времени для действия. Гамлет «зреет» перед принятием важного решения, а когда ситуация готова – поступок Гамлета выглядит полной неожиданностью для окружающих. И часто шокирует.
Где бы ни был Гамлет – на сцене, на переговорах, в автомобильной пробке или ванной – его всегда занимают перспективные идеи и мучают глобальные вопросы «быть или не быть». Со мной согласились бы известные Гамлеты: Вильям Шекспир, Сальвадор Дали, Иван Грозный, Марина Цветаева, Лев Троцкий, Чарли Чаплин, Федерико Феллини, Аркадий Райкин, Майкл Джексон.
?Достоевский (ЭИИ) «гуманист» может давать объявление: «Выслушаю. Обниму.» Гуманисты всегда находят возможности для поддержания хороших отношений и создают вокруг себя особую душевную атмосферу. Они гармонизируют отношения между людьми и свои отношения с окружающими. Базовая этика эмоций Достоевского найдет оправдание любому проступку из морального кодекса Драйзера. Войти в чужое положение, оправдать, выразить сочувствие, побыть «жилеткой» - список дел из ежедневника гуманиста.
Кот Леопольд - главный гуманист нашего детства
Пословицу «В чужом глазу соринку видит, а в своем бревно не замечает» понимает с точностью до наоборот: чрезвычайно требователен к себе в вопросах отношения к окружающим, при этом легко прощает этическое несовершенство и дурные поступки других.
Подставит вторую щеку, если ударили по первой. До поры - до времени. Пока будет надежда на перемены к лучшему (проявление творческой интуиции возможностей), будет прощать. А потом попрощается. Отношения прекратит тихо и без скандалов.
За исполнение роли миротворца в любых конфликтных ситуациях Достоевский вполне может быть номинирован на Оскара. Потому что главное в его мире – это жизнь в любви и согласии. А из горя есть только один выход — в счастье. (Эмиль Кроткий).
Чарльз Диккенс, Александр Солженицын, Николай Некрасов, Тарас Шевченко, Виталий Соломин – представители ЭИИ.
Следующая наша встреча будет посвящена сенсорикам. Вы узнаете, кто такие сенсорики, и посмотрите на Винни-Пуха глазами соционики.
При подготовке статьи использованы материалы пабликов "Соционика в картинках" и "SocioCafe" в социальной сети ВКонтакте, а также сайта Socionical.net