Психология для родителей: левши и математика (советы эксперта)
Подготовила: Татьяна Шевчукова, специально для TV.UA
Не секрет, что в старину всех, у кого левая рука была активнее правой, считали либо «мечеными дьяволом», либо психически нездоровыми. Что только не делали, чтобы отучить малышей пользоваться левой рукой – привязывали к боку, больно колотили по пальцам или смазывали их горькими настойками.
В результате таких манипуляций ребенок становился издерганным, плаксивым, терял сон, аппетит и, что самое страшное, в самом деле, начинал думать о себе, как о каком-то ненормальном.
Сегодня ученые уже доказали: быть левшой – это не диагноз и уж точно не приговор! А, следовательно, все те, кто продолжает издеваться над своими детьми, пытаясь переучить их держать ложку или ручку в правой руке, а не в левой – немедленно прекратите! То, кем будет человек – левшой или правшой – своего рода генетический код, который закладывается в утробе матери. И с этим не надо бороться, и лечить как-то тоже не надо.
Сегодня уже известно, что люди с более развитым левым полушарием (правши) более склонны к логическому мышлению, точным наукам, обобщению. Люди с более развитым правым полушарием мозга (наши левши) – более творческие, более эмоциональные. У них сильнее развито воображение, соответственно, и подходить к вопросу обучения такого ребенка надо больше творчески.
Прежде всего, маленького левшу нужно убедить, что в мире правшей он вовсе не лишний. Но вместе с тем постараться научить его пользоваться теми предметами, предназначенными для правшей, так же хорошо, поскольку многое в мире рассчитано именно для правой руки. Тот же консервный нож, ножницы и т. д. Да, есть в продаже предметы, рассчитанные именно для левши, но все-таки будет лучше, если ребенок сможет спокойно пользоваться всеми девайсами без особых проблем.
Старайтесь в процессе обучения маленького левши больше использовать модели и макеты. Левша лучше воспринимает на чувственном уровне (тактильные ощущения, обоняние, осязание). Вместо того, чтобы сказать или написать ребенку «2+2 = 4», дайте ему кубики (ложечки, фломастеры). Больше используйте наглядные пособия. Левшам обычно трудно работать в группах и на ограниченное время. Поэтому предоставьте ему спокойное пространство для работы, дайте время подумать, не торопите.
Я сама со своей дочкой (а она у меня левша) с большим удовольствием рисовала пальчиками, раскладывала на кучки всякие палочки. Таким образом, не настаивая на обучении, дочурка еще до поступления в садик знала весь алфавит, неплохо считала до десяти.
Кстати, левши достаточно плохо воспринимают последовательность чего-либо. Они не сразу могут понять такие понятия как «вчера», «сегодня», «предыдущий», «следующий» и так далее. Это обязательно придет, но немного позже. В садике, годам к 5 пяти моя дочка уже хорошо в этом всем разбиралась. Так что не переживайте по этому поводу, не акцентируйте на этом внимание. Ребенок все поймет, главное, продолжайте с ним заниматься. Старайтесь заинтересовать его, найдите достаточную мотивацию.
Будет здорово, если в школе вам достанется учитель, практикующий работу именно с левшами, поскольку в обучении таких деток существует много разных нюансов. Сейчас обратим внимание на некоторые, так сказать, самые наглядные.
Поскольку мы пишем слева направо, наклон тетради, шрифта, освещение – все рассчитано больше на праворуких людей. В этом случае левша должен сидеть так, чтобы его не толкали в рабочую руку. Это же касается и посадки на проходе. Для обучения детей с ведущим правосторонним полушарием не подойдет сухое изложение материала. Им нужно больше эмоциональных красок в рассказе, критических ситуаций. То же относится и к прочтению и пониманию правил. Ребенку будет сложнее понять их смысл, в то время как запомнить художественный текст не составит никакого труда. При чтении условия задачи, левша будет сразу воспринимать общую картину, а уж потом разбивать на численные значения.
Кроме того, у первоклассника-левши могут возникнуть проблемы со счетом от 10 и до 20. Для него будет сложно построить по порядку эти цифры. Та же самая проблема может возникнуть и при запоминании месяцев года. Что делать родителям в этом случае? Не торопить ребенка. Он освоится в таких понятиях, только немного позже, чем правши. Ничего не поделаешь, левша выстраивает свое пространство медленно. Поэтому, несмотря на занятия в школе с вашим ребенком, уделяйте внимание вашему малышу и дома. Продолжайте в игровой форме изучать числа, цифры, дни недели, месяца. Пусть малыш освоится в пространственно-временных понятиях. Есть много обучающих пособий, где в игровой форме объяснены эти понятия. Не ленитесь вместе с ребенком играть в такие игры. Старайтесь чаще устраивать с малышом графические диктанты: «3 клеточки вниз, 4 клетки вправо», и так далее. Пусть у вас получится в качестве итогового рисунка что-то интересное. Понятия сложения и вычитания также связаны с пространственными представлениями. Поэтому их, особенно вычитание, некоторые левши выполняют довольно медленно, при помощи пальцев.
Запомните: левшу нельзя подгонять или торопить. Первоклассник-левша может остановиться перед написанием обычной буквы или цифры. Не надо укорять его, иначе получите самые плачевные (в буквальном смысле) последствия. Не сравнивайте ребенка-левшу с другими: «Вот Вася написал, а ты нет!» Ребенок тогда вообще откажется выполнять поставленную задачу. Старайтесь подавать материал не пошагово, а опишите конечный результат и потом разделите на этапы. Это облегчает выстраивание логической цепочки по овладению данным материалом и создания целостной картины усвоенного. Левша не сможет изучить материал, не понимая сути. Он усваивает тему строго по этапам и пропуск или непонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения.
Безусловно, ребенку с такими особенностями трудно приспособиться к сложному миру школы. Помогите ему, объясните суть проблемы и отработайте задание вместе. И ваш малыш все поймет.
Приучите ребенка сразу говорить о своей проблеме или непонимании. Таким образом, вы сможете избежать запутывания и не потеряете время на разбирательство и объяснения с самого начала. Хорошо, если вы научите ребенка объяснять, что именно он не понимает или хотя бы покажет непонятное место. Кстати, вот интересная особенность левшей: на уроке, когда требуется быстрое решение какой-либо задачи по математике, левша зачастую отвечает раньше всех. Но, проблема в том, что ребенок не всегда может объяснить последовательность решения задачи.
Помогайте ребенку с устным счетом. Совершенствуйте умение вычислять. Развивайте пространственное мышление. Научите левшу разбивать общую задачу на этапы и выделять правильный порядок ее выполнения.
И главное: несмотря на трудности, ни в коем случае не переучивайте его пользоваться другой рукой! Переучивание повлечет за собой торможение высших психических функций. При том, что последствия этого шага могут проявиться далеко не сразу. И бороться с этим придется самому ребенку.
Навязанное извне «правшество» может оказаться сильнее, поскольку переучивание производилось в период формирования двигательных функций и уже оказалось вплетено в формирование сложных связей между полушариями. Поэтому родители не имеют права действовать на свой страх и риск. Несмотря на все аргументы «за», вы рискуете не своим здоровьем, а психическим и физическим здоровьем РЕБЕНКА!
От себя хочу сказать: если вы не ленитесь уделять больше внимания вашему малышу и преодолеваете сложности вместе, у вас вырастет великолепный человек, образованный и интересный собеседник. Ведь недаром самые великие умы и известные личности нашей истории – именно левши!