Как выжить на дороге большого города: 5 моделей поведения за рулем
Учеными разработана теория образования, существования и преодоления дорожных ситуаций. Также этим вопросом заинтересовался известный американский журналист и блоггер Том Вандербильт. В своем бестселлере он описал модели поведения за рулем, которые будут полезны для каждого водителя.
Асимметрия дорожного общения
Передвигаясь по мегаполисам, мы всегда находимся в потоке машин, и участвуем в череде различных конфликтов. Однако водители лишены общения со своими «оппонентами» на дороге. В потоке машин мы постоянно обращены лицом к заду потенциального обидчика, что культурологически воспринимается как ситуация подчинения. Наше подсознание расценивает это как несоответствие желаемой потребности. Это основная причина агрессии водителей на дороге. Если в авто есть пассажир, с которым автомобилист может поговорить, то уровень агрессии уменьшается в два раза.
Все дело в анонимности
Психологи Филип Зимбардо и Стэнли Милгрэм выдвинули теорию, что люди, которые ездят в тонированных машинах больше склонны к агрессивному вождению, так как их лица никто не видит. «Анонимность» дает уверенность водителям, и они могут себе позволять грубо ездить. Был проведен эксперимент: после загорания зеленого, машина стояла и блокировала проезд остальным. Водители открытых машин при этом сигналили в среднем гораздо реже и менее продолжительно, чем владельцы тонировки.
Контакт глазами
Если автомобилист встретится взглядом с водителем встречного авто, то это в 2 раза повышает шансы быть пропущенным в потоке машин. Американские исследователи объясняют это так: контакт взглядов – это социальное взаимодействие, в котором есть открытая демонстрация своих намерений и просьба о помощи. Это вызывает мощный позыв откликнуться.
Когда водитель видит глаза другого автомобилиста, который хочет перестроиться, то возникает странный дискомфорт, и чтобы его избежать нужно пропустить «перестройщика».
Правило 3-х секунд
Американские исследователи провели эксперимент, и выяснили, что виновники 80% аварий и 65% аварийных ситуаций не смотрели на дорогу в течение трех секунд до момента происшествия. Факторы, которые на короткое время отвлекают водителя: поиск каких-либо предметов, просьбы детей, поиск радиостанций, телефонные разговоры. Для того чтобы попасть в ДТП достаточно отвлечься от дороги на три секунды.
Восприятие скоростного режима
Есть такие понятия, как «слишком быстро общего потока», и «слишком медленно общего потока». В обоих случаях водители помещают себя в зону повышенной аварийности — по статистике, ДТП случаются как раз с теми, кто едет выше или ниже скорости потока.
Факторы, которые влияют на восприятие скорости:
- Если водитель едет по скоростной трассе, а потом заезжает в город, то скорость его движения на 24 км/ч быстрее потока. Та же ситуация происходит и в сторону уменьшения: выехав на трассу, водитель движется медленнее основного потока. Сторону
- Параллакс движения – это, когда к обочине близко располагаются небольшие предметы, которые как бы мелькают перед глазами. Это создает эффект быстрой езды, и нам кажется, что мы движемся быстрее. Если ехать по трассе мимо полей, то создается ощущение замедления.
- Размеры тоже влияют на восприятие скорости. Был проведен эксперимент: на экране перемещались сферы разного размера, где большие двигались гораздо быстрее маленьких, однако люди их скорость определяли как одинаковую. Таким образом, когда водитель видит на встречной полосе приближающийся грузовик, ему кажется, что он едет медленно, хотя это не так.