Останнiй москаль 2: что осталось за кадром
Наконец-то продолжение сериала о закарпатских приключениях московского мажора Валеры, который в прошлом году вызвал резонанс, в эфире 1+1. Можно расслабиться на полтора часа и посмеяться. А вот его создателям во время съемок иногда было не до смеха…
Один Юра за двоих
В прошлом сезоне Юрию Горбунову ради сериала пришлось набрать несколько килограммов и перестать бриться. В этом создатели «Останнього москаля» предложили Юре раздвоиться - исполнить роли Ивана Петрука и его брата-близнеца Дмитрия.
- Это было непросто, -- признается Юра Горбунов. -- Особенно в те съемочные дни, когда мне приходилось играть обоих персонажей. С утра я был столяром Иваном из Великих Вуек, потом брился, перегримировывался, переодевался -- и входил в образ москвича-миллионера Дмитрия. И так практически 12 часов в сутки. Из 60 съемочных дней моих -- 45. Зато было очень круто!
-- Я и раньше уважал Юру за его талант, а теперь так вообще! – восхищается Игорь Скрипко (Валера). – Не представляю, как он умудрялся так быстро из одного образа перевоплощаться в другой. Особенно учитывая, какая у него занятость помимо нашего сериала.
Кстати, вы заметили, что отличает Дмитрия от Ивана, кроме городского лоска и отсутствия щетины? Голос! За него в кадре говорит Станислав Боклан.
Игорь Скрипко говорит сам за себя.
- Когда снимали первого «Останнього москаля», я не понимал и половины того, что мне говорят, поэтому вынужден был записывать слова и заучивать их, - признается он. - Сейчас в этом смысле стало легче, потому что я уже освоил украинский язык. Разве что с некоторыми сленговыми словечками и местным диалектом недоразумения возникают. Все остальное понимаю и даже ответить на украинском могу.
Смешной сундук
Съемки пришлись на ноябрь, когда на улице было довольно холодно. Так что одевались все тело - в несколько слоев, в обувь клали специальные согревающие элементы, а после команды «Снято!» тут же кутались в куртки.
Игорю Скрипко в этом смысле было сложнее всех. Помните сцену, когда он сидит у озера, по пояс раздетый? Хорошо еще, в воду режиссер Семен Города заходить его не заставил! Но удовольствия и без этого хватало – сверху лил самый настоящий, очень холодный дождь.
- Надеюсь, сцена получилась красивая и реалистичная - я очень старался, - смеется Игорь. - У меня так не раз уже было, когда зимой снимаем лето, а летом -- зиму. Как-то реально пришлось летом играть в пуховике. Это, скажу вам, задача тоже не из легких!
Но было Игорю над чем и посмеяться в кадре. Особенно в сценах с Юрой Горбуновым. Помните -- в самом начале сериала Валера и Иван тащат большой тяжелый сундук и отчаянно пыхтят? Снимали эпизод в несколько дублей, потому что актеры все время «кололись». В конец концов режиссер решил отснять крупные планы по отдельности, чтобы Игорь и Юра не видели друг друга вообще.
Штефко с барахолки
Для кого кошмар – от жары или от холода страдать, а для постановщиков – следить за тем, чтобы ветром не занесло в «летнюю» сцену пожелтевшие ноябрьские листья. Или чтобы в кадр случайно не попали пожухшие кусты. В прошлом сезоне их подкрашивали в зеленый цвет на постпродакшене, а в этом -- «украшали» искусственными листьями.
Еще одна проблема возникла в самом начале съемок. Художникам надо было обставить все дома тем же реквизитом, который был в первом сезоне сериала. Но поскольку основную его часть брали в аренду, некоторых вещей найти уже не смогли. И не оставалось ничего другого, кроме как восстанавливать их по фотографиям -- делать «дубликаты», как в случае с зеркалом Галины.
Хотя с новыми объектами тоже было нелегко. Взять хотя бы дом Дмитрия, соорудить который надо было за две недели – за этот рекордно короткий срок постановщики построили из бетона и стекла роскошное «космическое» жилище и обставили его. Чтобы интерьер был очень оригинальным – под стать экстерьеру, художники сами написали картины маслом.
Пришлось постараться и реквизиторам -- в первую очередь, из-за хаты Штефка, который занимается предпринимательской деятельностью. Его дом напоминает барахолку, так что туда постоянно нужно было заводить горы разной ерунды. А когда Штефко с Верой делит магазин и выбрасывает оттуда принтеры, мониторы, лодки и прочую чепуху, так и тем более.
Кстати, одежду, которая продается в магазине Великих Вуек, брали в аренду на секонд-хендах. А продукты приходилось покупать. Точно так же, как и косметику – брали недорогую и клеили на нее новые этикетки, чтобы скрыть названия брендов.
Яма отменяется!
Основная часть съемок проходила в Национальном музее народной архитектуры и быта Пирогово, что под Киевом. Были локации в Житомирской области. А живописную натуру отсняли, как и положено, в Карпатах и добавили в кадр на стадии монтажа.
Одна из самых сложных сцен – с Черным гуцулом, которого жители Вуек во главе с Валерой решили взять в плен. Снимали ее в несколько этапов – за три дня. А готовили еще дольше: сначала продумывали все малейшие детали – так, чтобы было зрительно и безопасно, а потом еще и опробовали, как это работает. Естественно, под чутким руководством каскадера. В кадре каскадеров уже не было. Да-да, вот тот охотник на Черного гуцула, который угодил в собственную западню и был вздернут вниз головой, -- обычный актер. Только подвесили его не таким варварским образом, как это выглядело в кадре, а аккуратно и медленно, чтобы не возникла производственная травма.
- Там было много моментов, - рассказывает автор идеи и главный сценарист Николай Куцык. - Надо было и дождь устроить, и капканы установить, и сделать так, чтобы с крыши бочки покатились. У нас было много идей! Хотели, например, выкопать яму, в которую падает Иван, – ну, как в фильмах показывают. Но это же Пирогово, музей, там ничего нельзя перестраивать и разрушать…
Кстати, сам Николай тоже попал в кадр, только его никто не узнал – он подстраховал Юру Горбунова в костюме Черного гуцула, когда тому пришлось срочно уехать со съемочной площадки.
Продажная корова
У Игоря Скрипко в первом сезоне был дублер - он подстраховывал его в финальной сцене, когда Валера лез на гору за эдельвейсом для Ксении. В новых сериях особого экшена нет, так что со всеми задачами справился сам. Хотя в эпизоде, где сидит, покачиваясь, высоко на сеновале, ему понадобилась страховка.
-- Внизу стояли люди, которые держали трос, перекинутый через дерево и прикрепленный ко мне, -- рассказывает он. -- На мне было какое-то громоздкое снаряжение с ремнями. Из-за него я все время переживал, что в кадре буду казаться очень упитанным, и меня все разлюбят (смеется).
В перерывах между съемками актеры развлекались, наблюдая за живностью. Например, за сообразительной коровой, которая научилась пользоваться гидрантом для воды -- пожарной колонкой: открывала языком кран, пила воду и… закручивала кран – тоже языком. Абсолютно самостоятельная барышня! А еще на площадке «работала» молоденькая козочка, которая стала практически ручной и бегала за киношниками, как собачка, – разве что палочку не приносила. Она так всем понравилась, что некоторые актеры всерьез задумались о том, не купить ли себе на дачу такую прелесть – чтобы детям веселее было.
Кстати, всю живность – коз, курей, гусей, овечек – взяли в аренду у фермера из-под Киева. Жила она в Пирогово под круглосуточным присмотром человека, который за ней ухаживал. Корову в аренду не давали (ее ведь доить надо!), поэтому, как и в предыдущем сезоне, пришлось покупать, а после съемок продавать. Так что на ней продюсеры ничего не потеряли.