Альтернатива или реальность? – ТОП-5 историй сентября
Альтернативная история в литературе – это рассказ о том, как могло быть, если бы все в жизни пошло не так. Например, войну выиграли немцы, Советский Союз не развалился... В то же время реальность, описанная правдиво, но немного по-другому, с авторской точки зрения иногда бывает куда круче, чем фантастика иди любая другая футурология. Убедиться в этом можно, сравнив истории в нашем обзоре – правдивые, выдуманные… и реальные.
Оскар Вайлд. Саломея. – Л.: Видавництво Анетти Антоненко, 2018
«Саломея» была написана на французском, когда Уайльд жил в Париже зимой 1891 года. К постановке ее начали готовить в Лондоне в июне 1892 года. Главную роль должна была исполнять Божественная Сара - сорокасемилетняя Сара Бернар. Однако цензура отменила спектакль на основании того, что в ней были изображены библейские персонажи, а это в английском театре было запрещено еще с XVI в. Запрет на показ спектакля в Британии продолжался до 1931 года. Поэтому впервые ее поставили во Франции, в театре «Эвр», центре символизма, в Париже 1896 года. За режиссуру взялся Люнье - поборник поэтического театра и руководитель «Эвра». Сам Уайльд к тому времени уже был заключен в Редингской тюрьме за «особо непристойное поведение». Поскольку запрет спектакля не распространялся на публикацию текста, Уайльд доверил перевод «Саломеи» на английский своему любовнику лорду Альфреду Дугласу, а Обри Бердслей взялся создать к ней визуальный ряд. Перевод автора не удовлетворил, и он доработал его. Иллюстрации Бердслея тоже не прошли цензуру как слишком неприличные. Поэтому «Саломея» увидела свет сначала на французском (1893 год), а затем на английском (1894 год). После смерти Уайльда в 1900 году «Саломею» стала неожиданно популярной в Европе, а в 1905 Рихард Штраус написал по ней оперу.
Вінстон Ґрем. Демельза. – Х.: Фабула, 2018
Девушка из бедной шахтерской семьи, которую мужественный Росс Полдарк однажды спас на ярмарке от банды разъяренных подростков, выросла и вышла за него замуж. Попытки приспособиться к дворянской жизни порой ставят ее в смешные и неловкие положения, но девушка все больше обретает уверенность, изящные манеры и обаяние, а рождение первенца приносит ей доселе невиданную радость. Дальнейшие трагические события года стали для ее брака суровым испытанием на прочность. В то время как Росс борется за права общины, Демельза примеряет на себя образ жизни джентри, мелкопоместного дворянства, к которому принадлежит ее муж, но ее неосторожные поступки приводят к трагедии. По мотивам саги о Полдарках в 1975-1976 годах BBC был снят известный телесериал. Новая экранизация англо-американского производства вышла в 2015 году. В главных ролях - Эйдан Тернер ( «Хоббит», «Скрижали судьбы», «Клиника») и Элеанор Томлинсон ( «Пуаро», «Джек - покоритель великанов», «Алиса в Стране Чудес»).
Елена Ферранте. Моя неймовірна подруга. – Х.: Клуб Сімейного Дозвілля, 2018
В самом начале этой осенней истории сын пропавшей героини, который ни дня не работал, сидя на шее у матери, сообщает ее подруге, что та неожиданно исчезла. Знаете такие случаи? Вышла, дав, наконец, передышку родным и близким, которые устали от старухи, и не вернулась. Две недели, да. И никто, кроме подруги, не знает, что это была мечта не только близких, которых героиня оставила в дураках, а ее самой, о чем никто не догадывался, даже живя рядом всю жизнь. И вот эта Лина, которую на самом деле зовут Лила, которая, в свою очередь, напоминает нам Лолу из фильма «Беги, Лола, беги» Тома Тыквера, наконец осуществляет свой план. Самое главное, что этот роман можно читать как бытовую драму, национальную трагедию (Италия во Второй мировой войне, была одной из стран гитлеровской коалиции), семейную сагу, но лучше, наверное, как детский хоррор. А также - подростковый, юношеский, и далее без возрастных ограничений. А вообще-то эта экзотический рассказ о том, как становятся невестами во время школьных экзаменов, способен удивить только непосвященных в тонкости «девичьего» мира в Италии. Там, где, говорят, целый район перестал ходить в школу, поскольку законы мафии запрещают это делать будущим супругам. Обычно из классики жанра известно, что именно так оно и происходит, когда «трудный период» длиною в жизнь тянется слишком долго, и лишь в конце находишь в себе силы выйти из игры, как в этом романе.
Войтек Мілошевський. Вторгнення. – К.: Рідна мова, 2018
Этот роман – драматическая история о начале войны России с Польшей, пусть даже альтернативного образца, что придает ей еще большей реалистичности благодаря профессионализму автора, современного польского писателя. Который, кстати, посетит в этом году Форум издателей во Львове - так же, как и переводчица романа, киевлянка Мария Шагури. В самом начале, как обычно, в возможность вторжения никто не верит, мол, никакой войны не будет, поскольку Польша в НАТО, и поэтому сравнивать ее с Украиной, с которой россияне, по сюжету, «делали, что хотели». Не стоит Гораздо убедительнее изображены встречи Путина с лидерами европейских государств, где насмехаются над украинской независимостью, закрывая глаза «арабскую весну» и войну в Сирии, а президент России радуется ловкости своих спецслужб. Тем временем в Польше продолжается жизнь героев романа - бывшего солдата и участника многих зарубежных миссий, девушки, которая обожает роскошь и зависит от отца-тирана, безработного учителя истории с женой и двумя детьми. Что же их объединяет до тех пор, пока в их стране не разразилась война? Которая, добавим, началась довольно тривиально, и поэтому еще более жутко. «- Збирайся! - крикнув несподіваний гість, грізно глянувши на нього. - Куди це? - Евакуація. Мусимо негайно їхати, перш ніж росіяни нас оточать і буде запізно. - А Польща, пане очільнику? - поцікавився президент, наливаючи собі наступну порцію і відразу випиваючи. - Анджейчику, я тебе дуже прошу, не дратуй мене! - відповів схвильовано очільник. - До біса Польщу!»
Максим Бутченко. После огня. – К.: КМ-Букс, 2018
Заигрывать с жанром альтернативной истории в литературе начали довольно недавно, во времена тектонических сдвигов, произошедших в обществе в 1990-х годах. Начиная с футурологического романа «Опоздавшие к лету» Андрея Лазарчука и заканчивая антиутопией «2017» Ольги Славниковой, мы представляли, что если бы революция большевиков пошла не по тому сценарию, или Германия победила во Второй мировой. Именно такой вариант предлагает нам автор этого романа, в котором рассказывается о том, как разразилась Третья мировая война, и новыми героями стали американский президент Джон Кеннеди и первый секретарь КПСС Никита Хрущевым. По сюжету, события развиваются после Карибского кризиса 1962 года, который в романе завершился обменом ядерными ударами между СССР и США. Америка и Европа были уничтожены, главы двух супердержав скрываются на острове, дальнейшие последствия «горячей» войны трудно даже представить. «Мені хотілося подивитися на війну з незвичної точки зору – сообщает автор, - а що як той, хто розв'язує глобальну катастрофу - сам виявляється її жертвою? Розібрати їх поведінку і життя після світового апокаліпсису, щоб показати - війна торкнеться всіх». При этом достоверности сюжета способствует то, как точно в романе изображены действительно возможные последствия ядерной катастрофы, и это довольно страшно. Но, как это обычно бывает – страшно интересно.