Валерия Ходос: «Если в меня верят – я горы сверну»
В пятницу, 3 января, в 17:20 на телеканале «Украина» состоится премьера 4-серийного украиноязычного фильма «Діда Мороза не буває» производства продакшна IVORY films по заказу канала «Украина».
В эксклюзивном интервью TV.UA актриса Валерия Ходос рассказала, почему решила стать актрисой, есть ли в данной профессии дружба, а также о новогоднем волшебстве, вере в Деда Мороза и о многом другом.
У вашей героини Даны очень благородная цель – удочерить девочку из детдома. Близка ли вам эта роль?
Я, как и моя героиня, люблю детей. Скорее всего, я спасу и максимально помогу любому человеку – маленькому или взрослому – который попал в беду, если у меня будут на это силы и возможности. Это то, что объединяет меня с Даной.
Фильм называется «Діда Мороза не буває». А вы помните момент, когда перестали верить в Деда Мороза?
Как рассказывает моя тетя, когда-то я вернулась из садика заплаканная, подошла к ней и спросила: «Что, правда Дела Мороза не существует?» Чтобы меня успокоить, она ответила, что это не правда. Я, честно говоря, этого разговора не помню, но моя тетя все время вспоминает эту историю. Помню длительный период, когда я уже знала, что его не бывает, но не переставала играть для родителей, изображая, что подарки под елкой оставил Дед Мороз, а не они. Не хотелось разрушать эту ауру волшебства.
А вы сами верите в новогоднее волшебство? Возможно, с вами случалось что-то особенное?
Я верю, что чудеса обязательно случаются, и все приходит в тот момент, когда человеку это нужно. Не только под Новый год.
Можете вспомнить мечты, исполнение которых вы загадали на Новый год, и они сбылись?
Я не загадываю под Новый год желания, потому самое главное для меня в этот праздник – это быть рядом с моей семьей, чтобы все были живы и здоровы, и вот так всем вместе войти в следующий год.
В конце года принято подбивать итоги, строить планы на следующий год. А вы составляете список таких целей?
Я это делаю намного чаще. Когда достигается одна цель – приходит время писать список следующих желаний. Это у меня происходит каждые несколько месяцев.
Вы как-то рассказывали, что стать актрисой решили после того, как посмотрели спектакль «Мастер и Маргарита»? Что вас так впечатлило?
Меня впечатлила игра Анатолия Георгиевича Хостикоева. Этот спектакль был для меня очень важен, потому что материал прекрасный. Я не знаю ни одного человека, который бы не любил «Мастера и Маргариту». Анатолий Хостикоев играл Воланда, помню, в спектакле его герой шёл через зрительный зал, и все переставали дышать, так это было завораживающе и мощно, такая энергетика от него, такая магия на сцене. Тогда равнодушным не остался никто, а тем более я, школьница (я редко ходила в театры в детстве почему-то), поэтому с первого взгляда влюбилась в такой атмосферный театр, я захотела так же играть на сцене, как артисты.А потом, много лет спустя, в 2014 году Анатолий Хостикоев и Наталья Сумская играли моих родителей в сериале «Катерина». Это был для меня очень ответственный момент, я сильно переживала, хотя на тот момент я была уже достаточно опытной актрисой и много снималась. Но все равно, когда видишь перед собой человека, благодаря которому пошла в профессию, а ещё и играешь его дочь – трясутся поджилки от важности момента. Я тогда не осмелилась ему рассказать эту историю.
А во время учебы в театральном вы его не встречали?
Был случай, перед вторым туром поступления в театральный институт, когда я увидела Анатолия Георгиевича на Крещатике и подумала, что это хороший знак, набралась смелости, подошла и сказала: «Я – ваша фанатка, сейчас поступаю в театральный» и попросила автограф. И он расписался на бланке допуска на следующий экзамен в Карпенко. А потом на экзамене у меня спросили, какое самое сильное впечатление я недавно пережила, и я с горящими глазами рассказала, что пару дней назад встретила своего кумира и он мне даже дал автограф. Они удивились: «Да? Ану-ка покажите». А бланк с автографом у меня как раз был с собой – как талисман. Ну и, конечно, я поступила.
Ваши родители – люди не творческих профессий. Как отреагировали на ваше решение стать актрисой?
Я озвучила это свое желание маме, и она сказала:» Давай попробуем», папа улыбнулся – думаю, серьезно не отнёсся. Мамины слова были ключевыми, она в меня поверила. А если в меня верят – я горы сверну. И я стала усердно готовиться.
В вашей фильмографии уже около 50 проектов. Как вы обычно входите в роль? Долго адаптируетесь?
Для меня всегда важен партнёр. В партнерстве вся сила. Как выстроишь партнёрские взаимоотношения – так и сыграешь. Нужно суметь договориться ещё до того, как зашли в кадр. В первые минуты знакомства важно все – как познакомились, как улыбнулись, как и о чем начали болтать во время грима, важно сонастроиться друг на друга, стать сообщниками в общем деле – тогда легко творить и договариваться.
Но ведь бывает и так, что тяжело даже находиться рядом с человеком?
Ой, бывает. Я в таких случаях осознаю, что это мой промах, если я не нашла контакт или нарушила его. Партнёра надо любить и пытаться не нарушить даже эту мимолетную приятельскую связь. Но если она нарушается – нужно срочно спасать – обниматься, просить прощение, если виноват, шутить и даже на коленях стоять, только бы вернуть кредит доверия, потому что в кадре всегда все видно – искреннее партнёрство или диссонанс между людьми.
Есть ли в вашей профессии место дружбе? Или это больше конкуренция, гонка?
Я не верю в дружбу в профессии, особенно между актрисами, опасаюсь этого и не увлекаюсь. На работе нужно работать, а не дружить. Интересы всегда пересекаются, конкуренция всегда ощущается и это прекрасно. Так и должно быть, потому что когда ты чувствуешь, что тебе наступают на пятки или тебе есть за кем тянуться – происходит прогресс – ты выпрыгиваешь на новый уровень, растешь. Именно конкуренция создает рост.
Были ли у вас роли, которые как-то вас меняли?
Нет, у меня все по-другому происходит. Я для определённой роли что-то из себя достаю и вкладываю в роль. В каждом человеке есть темные и светлые стороны, возможно, у актеров их больше, в силу профессии мы все время ковыряемся внутри себя, мучаем себя, страдаем много, иногда беспочвенно и при всём этом анализируем свой внутренний мир, находим свои разные грани и расширяем границы своих возможностей, понимания и ощущения себя. А создавая образ нужно просто не побояться и не постесняться продемонстрировать что-нибудь своё потаённое и сокровенное. Но в актерской профессии образ – это всегда я и не я, поэтому можно сильно не стесняться.
Вы находитесь в прекрасной форме. Как вам удается – это спорт, диета, правильное питание?
Мне повезло повстречать прекрасного тренера Георгия Бузько. Я занимаюсь с ним в тренажерном зале, и он контролирует мое питание. Он – профессионал, который знает, как грамотно развивать женское тело, чтоб не перекачаться, но чтобы тело было в тонусе.Как часто у вас бывают выходные? И как выглядит ваш идеальный выходной?
Вы знаете, наша профессия такова, что у тебя то вообще нет выходных и ты мечтаешь просто отоспаться, то их сразу очень много. Когда не снимаюсь-занимаюсь собой, тренируюсь чаще, занимаюсь со своими студентами в актерской школе Screen School, снимаю короткие метры со студентами, пытаюсь по крайней мере. Это мое новое увлечение, и оно занимает сейчас все мое свободное время.
Есть ли у вас какие-то предрассудки в профессии?
Ещё на первом курсе некоторые режиссеры не советовали нам играть роли, связанные с магией, с тёмными силами, кто-то верит, кто0то нет. Я пару раз отказалась от таких мистических историй, можно сказать из дурацких предрассудков. Стараюсь с тёмными историями не связываться. Я понимаю, что хотела бы нести зрителю, какая энергия от меня должна исходить и что я хочу транслироваться своему зрителю – и это свет.
Многие актеры говорят, что один из решающих факторов, стоит ли принимать участие в проекте, это имя и опыт работы с режиссером. Насколько важен для вас этот комфорт, когда с режиссером вы «на одной волне»?
Вначале, ещё на пробах я стараюсь найти контакт с режиссёром. Здорово, когда режиссер чуткий, чувствующий, пусть даже молодой, но с богатым жизненным опытом, который что-то успел напереживать, налюбить, настрадать. Тогда мне есть, о чем говорить с такими режиссерами, есть, о чем вместе выстраивать роль. Тогда работа спориться. Но бывает по-разному (улыбается).
Какие ваши роли запомнились больше всего?
Многие проекты запоминаются, но в основном не роли, а то, какая атмосфера была на площадке, какая группа, взаимоотношение с партнёрами, с режиссёром. Я считаю, если ты, вдруг, очень доволен своей ролью – беги срочно от этих мыслей удовлетворения собой – это путь в никуда, начнётся деградация и остановка.
А вы все свои работы пересматриваете?
Честно говоря, последнее время смотрю очень выборочно. Могу отследить какие-то важные сцены, в которых я сомневалась на площадке, или наоборот думала, что за это должно быть не стыдно. Но все очень субъективно. Не хочу заниматься самолюбованием, мы, девочки-актрисы, еще любим смотреть, как мы выглядим в кадре, а это потом так мешает. Стараюсь с мозгами в кадре работать, чтобы анализировать тут же, и доверять режиссеру больше. Прислушиваться, чтобы можно было что-то поменять, уточнить. Взгляд со стороны всегда очень важен. Иногда важнее, чем твоя субъективная профессиональная оценка.В театре вас также можно увидеть?
Да, у меня есть любимый спектакль «Погані дороги» режиссера Тамары Труновой. Этот спектакль – моя душа, мое сердце, моя радость и моя боль. Каждый спектакль для меня – это вызов, планка, к которой я пытаюсь каждый раз тянуться, потому что актерский состав там очень крепкий и режиссура невероятно тонкая, точная. Так что приглашаю всех в театр на Левом берегу Днепра на наш спектакль «Погані дороги», который признан лучшим спектаклем 2019 года по мнению международного жюри Театральной премии «Гра».
Каким вы видите украинское кино через несколько лет?
Я бы хотела, чтобы украинское кино активно развивалось, чтобы мы снимали много своего, родного, на украинском языке, с украинскими артистами, чтобы мы все были востребованы.