Олеся Фаттахова: У меня не было и мысли о том, чтобы прервать беременность
Актрисе Олесе Фаттаховой только 30 лет, а в ее арсенале уже более 40 ролей.
На съемочную площадку как на праздник
Олеся, скоро зрители увидят фильм «Чужая жизнь». Расскажите о своем персонаже.
Моя героиня Люба - темпераментная, мудрая, любящая, красивая и немного наивная женщина. И, наверное, одно из самых главных черт - безумная преданность своему ребенку. На мой взгляд, мы с ней настолько близки и похожи, что это мне помогало легче и быстрее вжиться в роль.
Героям картины предстоит столкнуться с самым страшным испытанием – войной и послевоенными репрессиями… Какая атмосфера была на съемочной площадке? Сложно было окунаться в нее?
Атмосфера на площадке была очень творческой, интересной и, самое главное, дружественной, теплой и уютной.
Она, конечно же, зависит в первую очередь от режиссера. У нас был просто чудесный, талантливый и, наверное, один из лучших, с кем мне довелось поработать - Олег Борисович Фомин, который постоянно рассказывал какие-то смешные истории из жизни, анекдоты и шутки. Это создавало максимальную легкость и раскрепощенность всем актерам и членам команды на протяжении всех съемок, и даже в моменты серьезных сцен. На озвучивании, я видела кусочки готовых своих и чужих сцен - это все выглядит как большое кино.
Чем вам еще запомнились съемки?
Съемочная жизнь - это один большой период счастья. А самое яркое воспоминание - это ощущение этого счастья, когда летишь на съемочную площадку как на праздник. У меня были самые разные проекты, мне есть с чем сравнить. Работа в команде «Чужой жизни» сравнима с фразой «Ребенок, рожденный от большой любви» и абсолютно каждый член команды сделал так, чтобы этот ребенок получился красивым, счастливым и здоровым. Все, что связано со съемками «Чужой жизни» вызывает во мне невероятно трепетные чувства.
Как вы к ним готовились?
Подготовка к съемкам у меня практически всегда проходит по одной схеме. Это читка сценария, от одного до трех раз. Перечитывание сценария вне съемочной площадки, чтобы внимательно продумать каждую сцену и каждое отдельное действие. Сценарий - это своего рода портал, где можно включить свою фантазию и окунуться в то время и в те события, которые там описаны, сыграть любые сцены в любых вариациях до того, как их начнут снимать и придумать какой угодно ход событий, а потом предложить его режиссеру. Для меня прежде всего подготовка к съемочному процессу - это мозговой штурм. А когда выходишь на площадку в гриме, костюме и готова сниматься, то уже нет времени, возможности, и даже нет желания думать о чем-то другом. Ты просто живешь и чувствуешь то, что ты играешь, потому что каждый новый съемочный день может дополнить сценарий новыми исходными данными с абсолютно разными эмоциональными данными.Это и есть проработка образа. Бывают еще трюковые сцены, или сцены с профессиональными навыками, которыми необходимо овладевать до выхода на съемочную площадку. В «Чужой жизни» я играю актрису и каких-то определенных специфических действий не было, как судмедэксперт, музыкант или, например, машинист в метро (улыбается). В этом проекте я чувствовала себя как рыба в воде, несмотря на какие-то серьезные сцены, к которым было сложно подступиться и не было понимания, как их лучше сыграть.
Расскажите о самом сложном эмоциональном для вас моменте съемок?
В сцене, где я узнаю, что мой муж погиб, а человек, который принес мне эту весть и документы мужа, благодаря которым он сбежал под именем мужа. И это восприятие того, что любимого человека больше нет в живых, и я уже никогда не узнаю, где он был похоронен, не смогу прийти к нему на могилу проститься. Эта сцена для меня была эмоционально очень сложной. Мой организм всячески сопротивлялся и не хотел в эту сцену, но я насильно себя в нее погружала, чему мне помогал Олег Борисович, аккуратно и деликатно подсказывая какие-то технические моменты. Он говорил мне просто дышать, и тогда сцена потихоньку стала получаться.
Удавалось как-то расслабиться на съемочной площадке?
Самое лучшее - это во время обеда поспать (смеется). Это единственное, что я могу себе позволить во время работы, даже минут на 20 удавалось немного поспать, восстановиться физически и эмоционально, чтобы в новые сцены выйти с новыми силами.
Для меня нет цели, чтобы найти мужчину всей своей жизни и выйти замуж.
У вас день рождения 13 февраля. Вы суеверны? Могли бы отказаться от роли, если, например, знали бы, что у вашего персонажа плохой финал?
Я не суеверный человек, потому что очень многие суеверия ограничивают нас в каких-либо желаниях и действиях. Я стараюсь ото всех этих ограничивающих суеверий избавиться и переписать их в свои правила. Мы есть то, во что мы верим. В приметы я не верю. Честно скажу, что я очень хочу сыграть такую героиню, у которой будет драматический финал, например, как в «Титанике» или как в “Ромео и Джульетте”, когда остается ощущение грусти и сожаления за героиню о том, что ее больше не стало. Я бы могла отказаться от роли, если бы съемки напрямую или косвенно угрожали жизни и безопасности моей и моих близких. Я бы могла отказаться от роли, если бы понимала, что режиссер самодур и хам.
Когда вы впервые поняли, что хотите быть актрисой и никем больше?
Еще в раннем детстве, в года 2-3, я заболела ветрянкой и прыщи постоянно сдирала. А моя мама мне сказала, что в будущем я захочу стать актрисой и мне понадобится лицо. Тогда я сразу убирала руки от лица (смеется). А в 11-12 лет я посмотрела по телевизору фильм «Азазель», где в главной роли был актер Илья Носков. Я влюбилась в него и решила стать его женой. Но чтобы не стоять под служебным входом с цветами и записками как фанатка, нужно было стать известной, для чего путь певицы и музыканта отмела сразу, а путь актрисы был интересен и не изведан. Тогда и решила поступать в театральный институт.
Вы востребованная актриса. Как вы нашли для себя баланс в том, чтобы совмещать семью и работу?
Баланс, наверное, в том, что, если ты сейчас находишься с семьей, ты должен быть только с семьей, с ребенком и не занят ничем другим. Бывают моменты, когда ребенок сам понимает, что мама работает и зарабатывает деньги для него. Но у меня есть две схемы. Если я на съемочной площадке, то я вся в съемочном процессе, а если я дома, то я полностью в семье и домашних заботах. И я для себя уже давно решила, что между любовью и работой, я выберу работу. Для меня нет цели, чтобы найти мужчину всей своей жизни и выйти замуж. Более того, я считаю, что это мешает профессии. Я живу со своей дочерью и безумно счастлива от того, что я свободна, и ни в коем случае не одинока, поскольку мое уединение гармонично и мне так хорошо в этом состоянии. И, наверное, баланс в том, что у меня есть любимая дочь, которой я люблю посвящать все свое время, а также есть любимая работа.
Вы стали мамой довольно рано – в 20 лет. Это был осознанный шаг?
На третьем курсе ВГИКа я со своим будущим супругом уехали сниматься в Китай, и дочь у нас, как мы любим пошутить, Made in China (смеется). Из Китая я приехала уже беременной, весь четвертый курс проучилась уже с Марусей. Это был незапланированный шаг, но у меня не было и мысли о том, чтобы прервать беременность. Было страшно и трудно. Как говорится, что если Бог дает ребенка, то даст и на ребенка. Это сейчас призыв ко всем женщинам, которые, может быть, хотят малыша и сомневаются, что не смогут его воспитать. Ничего не бойтесь: дети - это чудо!
Воспитание ребенка – тоже своего рода творчество. Как у вас идут дела на этом фронте?
Вообще, радуюсь на самом деле. С моим ребенком нет никаких проблем. Сейчас Маша уже достаточно взрослая, и я с особым интересом наблюдаю за ней. Она настолько светлый и искренний человечек, очень умная. Общение с ней - всегда удовольствие. Она иногда так здорово шутит. Я никогда не ругаю и не воспитываю ремнем своего ребенка. Бывают ситуации, когда могу порычат,ь если необходимо ее к чему-то подтолкнуть, направить или уговорить, замотивировать. В периоды, когда я могу ей что-то объяснить или сказать, что что-то нужно сделать, она все слышит и понимает с первого раза. Поэтому творчество это одно из самых увлекательных.
Я очень хочу, чтобы она наслаждалась своей жизнью и умела это делать.
Ваша дочь Маша учится в музыкальной школе. Чем еще радует родителей?
Радует она много чем. Однажды я приехала домой, а стена в ее комнате полностью разрисована пастелью. На что она ответила: «Я же художница». Я ее не ругала за это, а наоборот попросила доделать картину, чтобы было красиво. Еще у нас в комнате стоит шведская стенка, современная, с перекладиной, канатом, и она постоянно на ней занимается. Мне кажется, что эта самая удобная и необходимая для детей вещь, потому что мой ребенок не занимается профессионально спортом, но и не забывает, что разминать тело необходимо. Одно время она ходила на танцы. Еще любит бегать с мальчишками после школы во дворе (смеется). Она заводила-атаманша и при этом я любуюсь на ее стройную фигуру и прорисованный пресс. При том, что я стараюсь чтобы она правильно питалась, но конфеты в ее жизни есть. Хотя во вредных сладостях, газировке и чипсах она ограничена все равно.
Хотели бы, чтобы дочь стала актрисой?
Скорее нет, чем да, но я бы хотела, чтобы она была счастлива в своей профессии. Мне не важно кем она будет, самое главное, чтобы она чувствовала моральное и материальное удовлетворение. Я очень хочу, чтобы она наслаждалась своей жизнью и умела это делать. Актрисой она и сама не хочет быть, она хочет стать режиссером или продюсером. При своих лидерских качествах Маша не любит находиться в центре внимания.
На кого из родителей больше всего похожа характером Маша?
Даже не знаю, это синтез. В каких-то генетических проявлениях я понимаю, что внешне это копия папы. И так как мы сейчас живем в разных странах, папа Художественный руководитель в Казахстане в русском театре, то много Маша берет от меня - мою мимику, жесты, голосовые проявления, мои черты характера.
Есть еще какая-то роль, которую вы хотели бы сыграть или же реализовать себя в других жанрах?
Да, у меня есть два направления, в которых мне очень хочется работать. Первое: давно для себя определила - это музыкальная комедия, для примера, новогодний фильм «Карнавальная ноч» с Людмилой Гурченко, и вторая моя мечта - это роль Джульетты в кино или спектакле. Причем, я осознала это недавно, когда один из моих любимейших педагогов Григорий Алексеевич Лифанов во ВГИКе бросил клич по прослушиванию актрис для участия в спектакле «Ромео и Джульетта». Тогда выяснилось, что они искали молодых актрис до 20 лет, и расстройству моему не было предела. Но роль Джульетты до сих пор мной любима и, наверное, этому повлиял фильм Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» 1986 года.
И, последний вопрос: ваше жизненное кредо.
Первый и самый главный девиз: «Все будет хорошо, а если нет, то очень хорошо». И второй, который я для себя определила в раннем юношестве, лет в 12-13: «Проигрыш не все, победа ничто». И с годами пересмотрела этот девиз, так как формулировка «победа ничто» меня стала смущать, так как победа - это огромная радость. Поэтому сейчас девиз звучит так: «Проигрыш не все - победа огромная радость». И третий девиз, который мне очень помогает в жизни: «В мире есть миллионы шансов».