Планета обезьян. Война: кто кого?
В четверг, 13 июля, на экраны вышел один из самых ожидаемых блокбастеров лета — Планета обезьян. Война. Третий фильм реанимированной «обезьяньей» франшизы получился необыкновенно зрелищным и доказал, что точку в эпическом противостоянии вырождающегося человечества и стремительно умнеющих приматов ставить рано.
Вначале были маски
Сценарий самого первого фильма, который вышел на экраны в 1968 году — почти 50 лет назад! — был основан на романе французского писателя Пьера Булля. Заложенная в нем идея была оригинальной, тем не менее автор сомневался в успехе переноса его труда на большой экран.
За дело взялся Майкл Уилсон — двукратный обладатель «Оскара». Он добавил в сюжет темы холодной войны, ядерной угрозы и межпланетных путешествий — все то, что волновало общество в 60-х. Но и в этом варианте ни одна из крупных студий не горела желанием браться за проект. Пробить стену непонимания удалось режиссеру Франклину Шаффнеру. Руководство 20th Century Fox настояло на тестовых съемках, призванных доказать, что актеры в обезьяньем гриме будут эффектно смотреться на экране.
За дело взялся Джон Чемберс, специалист в области создания челюстно-лицевых протезов для ветеранов вьетнамской войны. На разработку, дизайн и создание шимпанзе, орангутангов и горилл у него ушло 4 месяца. Комбинируя пластический грим и элементы масок, Чемберс добился поразительных результатов. Во многом благодаря его работе (впоследствии отмеченной «Оскаром») проекту дали зеленый свет.
Когда Планета обезьян вышла на экран, зрители были в восторге: сборы от картины практически в 6 раз превысили бюджет. Кроме того, фильм получил две номинации на «Оскар».
Естественно, последовало продолжение. С 1970 по 1974 год в обезьяньей вселенной вышло 4 полноценных ленты: 1 сиквел и три приквела. Все шло неплохо, но дело погубила банальная человеческая жадность. Оседлав волну успеха, боссы студии решили сэкономить — бюджеты от фильма к фильму становились все скромнее.
Зачем тратиться, если картины неизменно приносили солидный доход? Увы, слабый сценарий, урезание финансирования и отсутствие звезд первой величины загнали серию в тупик. Сначала Планета обезьян ушла с больших экранов на телевизионные, а последней каплей стал мультсериал, чьи нулевые рейтинги поставили точку на десятилетия.
Громкий провал
Начиная с середины 80-х, у каждого поколения голливудских продюсеров возникали идеи по поводу реанимации франшизы. Но до реальных действий дошло только в 2001 году. Поначалу все шло отлично: проект отдали в руки Тима Бертона — большого выдумщика и фантазера. Студия 20th Century Fox настаивала на компьютерных приматах, но Тим решил делать все по-настоящему — и грим актеров, и декорации.
Над обликом героев трудился Рик Бейкер, работавший над «Кинг-Конгом», — опыт создания обезьян у него был. На главную роль утвердили Марка Уолберга, злодея-шимпанзе сыграл Тим Рот («Криминальное чтиво»), который ради новой Планеты обезьян отказался от участия в другой громкой франшизе, Гарри Поттере (ему предлагали сыграть Северуса Снейпа).
Увы, несмотря на все старания и немаленький бюджет, фильм с треском провалился. Виной тому — беспомощный сценарий и фатальное упрямство Бертона, не желавшего признать тот факт, что в кино наступила эра компьютерных спецэффектов. В итоге вместо оживления франшизы он заново ее похоронил.
Только спустя 10 лет продюсеры вновь отважились взяться за обезьянью тему. На этот раз ставка была сделана на серьезный драматический сценарий и создание четвероруких приматов в виде цифровых CG-моделей. И то правда — кто в третьем тысячелетии будет возиться с массивным гримом?
В первом фильме возрожденной франшизы — Восстание Планеты обезьян (2011) главная человеческая роль досталась Джеймсу Франко. Зачинщика обезьяньего бунта, шимпанзе Цезаря, изобразил «король motion capture» (техника «захвата движения») Энди Серкис, ранее подаривший пластику и мимику Голлуму («Властелин колец», «Хоббит») и Кинг-Конгу.
Подход полностью оправдал себя: лента собрала почти полмиллиарда долларов и удостоилась номинации на «Оскар». Через 3 года вышло еще более успешное продолжение перезагрузки — Планета Обезьян. Революция, заработавшее более $700 млн.
Если завтра война
Планета обезьян. Война — третий фильм в трилогии и второй, снятый режиссером Мэттом Ривзом. Успех предыдущей части определил его в безусловные лидеры новой серии, поскольку Ривз вместе с Марком Бомбэком (также написавшим «Революцию») выступил еще и сценаристом. Надо сказать, что с очередной главой «обезьяньей» истории они справились мастерски.
Хотя возрожденная франшиза регулярно меняет актерский состав, это идет ей на пользу: разнообразие не дает зрителю заскучать. Действие «Войны» отстает от событий «Революции» на два года, и основное внимание теперь сосредоточено на жестоком Полковнике, персонаже Вуди Харрельсона. Его антагониста (Проповедника) сыграл пока мало известный широкому зрителю Гэбриел Чаварриа. Впрочем, люди здесь не главное — в большинстве своем это безликая масса, воюющая друг с другом и вирусом, уничтожающим в них все человеческое. Ну и, конечно, с обезьянами. Им-то, в отличие от двух предыдущих фильмов, и уделено основное внимание.
Критики признают, что оцифрованные с живых актеров персонажи Энди Серкиса, Карин Коновал, Терри Нотари — самые фотореалистичные компьютерные герои, когда-либо появлявшиеся на большом экране. Сценаристы позаботились, чтобы по ходу фильма они раскрывались как личности, поэтому приматы больше не выглядят, как меньшие братья людей, — это, скорее, отдельный биологический вид. Актеры, изображающие обезьян с умными и вызывающими сострадание глазами, совершили настоящий подвиг — именно благодаря им Планета обезьян. Война выглядит намного человечнее, чем предыдущие части.
Хотя картина представляет собой историю выживания в ужасном конфликте, она не кажется депрессивной или слишком мрачной. В третьей «Планете обезьян…» много моментов, пронизанных юмором и нежностью. При этом остросюжетный триллер полон спецэффектов, как и подобает фантастическому фильму. Особенно впечатляют безукоризненно снятые сцены масштабных взрывов и грандиозной снежной лавины — придраться не к чему.
Создание музыки к фильму доверили Майклу Джаккино — тому самому, который писал треки к сериалу Остаться в живых и песни для мультиков Головоломка и Рататуй. Чуть позже Джаккино получил и заслуженный «Оскар» — за саундтреки к анимационной картине Вверх. Точно выверенное использование звука, тишины и музыки Джаккино еще больше усиливает зловещий настрой и серьезную драматургию фильма.
Ну и последнее, что хочется отметить. Снималась «Война» в живописной местности на юго-западе Канады и в графстве Кананаскис, недалеко от Скалистых гор. Так что кроме всего прочего фильм получил великолепный визуальный ряд — водопады, дикие леса и реки невероятной красоты. И претензии на звание главного летнего блокбастера у Планеты обезьян. Война вполне обоснованны.