Сувенир из Одессы: каприз, скрипка и украденная пушка
В Одессе проходят съемки нового 12-серийного приключенческого детектива Сувенир из Одессы. Здесь есть импровизации, трюки и мистические совпадения. А главную роль играет… маленький гробик.
Камертон вместо скелета
Сериал снимается по мотивам романа одесского писателя Валерия Смирнова «Гроб из Одессы».
1917 год. Cкрипач Матвей (Александр Соколовский) — виртуоз-самоучка, и девушка Лиза (Ольга Виниченко) — преподавательница французского, выросшая в интеллигентной, аристократической семье, встречаются на городской площади и влюбляются с первого взгляда.
Тогда в Одессе очень часто менялась власть, поэтому ребятам предстоит встретиться с легендарными личностями того временит — королем налетчиков Мишкой Япончиком (Артем Алексеев), атаманом Григорием Котовским (Дмитрий Суржиков) и генералом Алексеем Алмазовым (Александр Кобзарь).
Парочка попадает в бурный водоворот событий. В попытке выжить и сохранить достоинство, молодые люди принимают отчаянные решения и страдают от их последствий. Спустя несколько десятилетий, уже в 1985-м, некоторые события из их прошлой жизни всплывают на поверхность. Все закручивается вокруг маленького сувенира — украшения в виде золотого футлярчика для скрипки.
Прототипом сувенира стало реально существующее изделие — гробик, а в нем — скелет. Он был сделан одесским ювелиром в тот же период, о котором идет речь в сериале. Собственно, именно его описывает в своем романе Валерий Смирнов. Но поскольку главный герой картины — скрипач, решено было слегка подкорректировать сюжет. Так в футляре появилась миниатюрная скрипка, внутри которой находится камертон.
По легенде ее должны были подарить Паганини, но не успели — он скончался, и скрипочку-камертон «заключили» в футляр. Этот сувенир выполняет не только функции камертона. Он является оберегом для своего владельца и убийцей тех, кто пытается завладеть им против воли хозяина.
Как будет выглядеть украшение, придумали создатели сериала. А изготовили его из серебра, покрытого позолотой, ювелиры — в единственном экземпляре.
Паганини без звука
Продюсеры картины отказались от павильонных декораций. Большая часть сцен снимается на натуре в Одессе — исторические локации придают проекту достоверности. Некоторые события разворачиваются в знаменитой гостинице «Лондонская».
Там, в именном номере Марчелло Мастроянни, снималась сцена с участием мэтра мирового кинематографа, польского актера Даниэля Ольбрыхского. Знаменитый артист давно хотел побывать в Южной Пальмире, о которой ему в свое время много рассказывал друг — Владимир Высоцкий.
«Удивительный человек! — восхищается режиссер. — Ему 72 года, а он бодр и очень подвижен. Ольбрыхский воплотил образ главного героя — скрипача Матвея — в зрелом возрасте. Когда его утверждали на роль, мы не знали, умеет ли играть на скрипке. И были приятно удивлены, когда уже по ходу дела выяснилось, что в детстве он посвятил ей несколько лет. Правда, предупредил, что что-нибудь сложное изобразить на инструменте вряд ли сможет, а вот правильно держать его — без проблем».
Александр Соколовский, играющий Матвея в юности, со скрипкой раньше дела не имел. Для него пригласили репетитора, который в течение месяца обучал разным премудростям. В итоге «Каприз №24» Паганини он играет в кадре сам — вернее, имитирует все движения, а звук в исполнении профессионального скрипача будет накладываться на стадии монтажа.
Не только Соколовскому пришлось на съемках учиться новому. В кадре есть сцены с верховой ездой, так что некоторые актеры вынуждены были оседлать лошадей. А те, кто играл роли с французским текстом, работали с преподавателем языка.
Дождь против трюков
Самые сложные в техническом плане съемки проходили возле Оперного театра. Для начала надо было одеть около ста человек массовки в наряды того времени. Плюс перекрыть центральную площадь — одно из самых туристических мест Одессы, где всегда много народу. Но местные жители и гости города с пониманием отнеслись к происходящему и не пытались помешать рабочему процессу.
А вот погода с киношниками не церемонилась. Съемки сцены со сложным трюком — падением машины с обрыва — пришлось перенести из-за дождя: на мокрой скользкой почве даже каскадерам работать было небезопасно.
Кстати, в сериале Сувенир тз Одессы специально подготовленным ребятам есть чем заняться: они прыгают со второго этажа, изображая воров, бегают и дерутся, попадают под автомобили. Но это в том случае, если актеры не настаивают на том, чтобы лихачить самим. Дмитрий Суржиков (Котовский), например, решил подняться по деревянной лестнице, взбираясь не по ней, а под ней — с обратной стороны, хватаясь за ступеньки руками. Учитывая то, что высота была приличная, актеру предлагали не рисковать, однако удержать его не удалось.
Мистика да и только
Поскольку по легенде сувенир наделен мистическими свойствами, в процессе съемок тоже происходят разные удивительные совпадения.
«У нас в сценарии есть эпизод, в котором описывается, как с городской площади украли сигнальную пушку, — рассказывает режиссер Олег Туранский. — Мы приехал выбирать локации и пошли на нее посмотреть. А она такая большая! Думаем: ну как ее можно украсть, если только чтобы поднять, нужно человек десять? Через день возвращаемся на то же место, а пушки нет! Действительно исчезла! Правда, спустя время вернулась — видимо, ее забирали на реставрацию. Но сам факт!..
Потом выяснилось, что прототип сувенира-гробика, созданный одесским ювелиром Рухомовским, за две недели до начала съемок был продан с аукциона за $365 тыс. Я узнал об этом случайно — из новостной ленты в Facebook. Точно так же, как и о том, что приблизительно в этот же период был перезахоронен Котовский, фигурирующий в нашем сериале. И это далеко не все мистические события. Если происходят подобные совпадения, значит, съемочная группа идет верным путем. По крайней мере, хочется в это верить».