Сам себе психолог или 4 психологические задачи для всех на каждый день
5 січня 2016 13:02
Всё люди на планете – психологи. Все – независимо от пола, возраста, образования, а также культурного и интеллектуального уровня развития.
Почему так? Психология, если внимательно присмотреться, есть везде: в учёбе, в работе, в семье, в общении и взаимодействии с людьми, воспитании детей – жизнь любого человека, рад он этому или нет, просто пронизана психологией.
С раннего детства и до глубокой старости все люди, по сути, только то и делают, что пытаются решать самые разнообразные психологические задачи, которые перед ними ставит жизнь. Та же картина наблюдается не только в масштабе жизни, но и в масштабе одного дня, и даже в масштабе одного часа. Хороший психолог – это человек, который научился эти задачи успешно решать, при этом совершенно не важно, есть у него диплом или нет.
Что же это за задачи? Почему они главные и почему надо пытаться их успешно решать? Если попытаться как-то обобщить и упорядочить всё разнообразие психологических задач нашей повседневной жизни, то можно выделить 4 главные (ключевые), из которых будут вытекать все остальные.
Задача №1. Разобраться в себе.
Что значит разобраться в себе? Во-первых, разобраться в себе – это значит осознать свои эмоции, состояния, переживания и мысли, а также понять их причину. Во-вторых, – это значит определить свои возможности и ограничения, достоинства и недостатки. В-третьих, разобраться в себе – это значит понять, кто ты такой и чего, в конце концов, ты хочешь от этой жизни.
Для чего любому человеку необходимо разобраться в себе? Для того, что иметь возможность осмысленно строить свою жизнь и судьбу и осознанно направлять их в желаемое русло. Люди, которые этим вопросам в своей жизни уделяют недостаточно внимания, очень редко бывают успешны и никогда не бывают по-настоящему счастливы. «Не знающему, куда плыть, никакой ветер не будет попутным».
И наоборот, людям, которые разобрались с вопросом «Кто я такой (ая) и что мне нужно?», жить становится гораздо проще и спокойней. Потому что появляется ясность, становится понятно, куда нужно идти и что необходимо делать.
Вот в качестве примера несколько типичных жизненных ситуаций, ставящих перед человеком эту задачу:
Выбор профессии или рода деятельности. Для того, чтобы правильно выбрать профессию намкрайне необходимо знать о себе две вещи: что меня больше всего интересует, к чему больше всего «лежит душа» и насколько у меня хватит сил и способностей этим профессионально заниматься. Если ты такой информацией о себе не владеешь, осознанный выбор буде сделать крайне затруднительно.
Классификация тараканов в голове. Ставшее впоследнее время популярным развлечение по нахождению в себе психологических проблем, страхов и комплексов. Своих внутренних врагов нужно знать «в лицо»! Занятие хоть и странное, но, безусловно, полезное, особенно если потом с выявленными тараканами будет проведена серьёзная коррекционно-воспитательная работаJ.
Преодоление собственной лени. Для того, чтобы справиться с собственной ленью, сначала необходимо разобраться в её причинах. «Почему я никак не могу заставить себя начать что-то делать (зарядку, уборку, годовой отчёт, новую жизнь), при том, что прекрасно понимаю – это сделать необходимо? В чём причина того, что мне не хочется этого делать?» От того, насколько эта причина будет правильно нами распознана, будет зависеть,насколько эффективен будет выбранный нами метод её преодоления. (Подробнее о лени мы поговорим в отдельной статье).
Определение причин своего раздражения. «Почему меня так раздражает, когда (муж-жена, ребёнок, начальник, коллега, сосед, родители) что-то делает или говорит? Или раздражает даже просто фактом своего существования?» Прояснить причины и механизмы своего раздражения – это первый и самый важный шаг, чтобы избавиться от этой «токсичной» эмоции, которая «сжирает» неимоверное количество нашей энергии и портит жизнь нам и окружающим. Для этого, в первую очередь, необходимо понять, что в тебе самом реагирует раздражением на людей и события. Раздражение твоё? Значит и причина его лежит в тебе! Разберись в себе.
Разобраться в себе – значит сделать первый шаг, чтобы начать осознанно и целенаправленно менять свою жизнь к лучшему. Если подойти к этой задаче серьёзно и ответственно, положительные перемены в вашей жизни не заставят себя ждать! Кстати, когда желание разобраться в себе становится очень сильным, многие не выдерживают и идут учиться на психологаJ.
Задача № 2. Понять других.
С детства человек оказывается «погружён» (часто, помимо своей воли) в очень плотное и интенсивное взаимодействие с другими людьми. Детский сад, потом школа, потом институт, потом работа – и везде люди, люди, люди. И всё от тебя постоянно что-то хотят, а ты, в свою очередь, постоянно чего-то хочешь от них. Для того, чтобы нормально продуктивно взаимодействовать с людьми: общаться, работать, отдыхать, крайне необходимо понимать, кто они такие, как они устроены, что ими движет, чем они дышат и чем живут. Или, выражаясь психологическим языком, нам необходимо разобраться в особенностях их характера, в мотивах их действий и поступков, в причинах и содержании их эмоциональных переживаний, в их представлениях о Мире и людях и т.д. И снова житейские примеры.
Почему некоторые люди постоянно опаздывают?Люди могут опаздывать по разным причинам. Могут из-за элементарного недостатка организованности, могут из-за плохо развитого восприятия времени (не «дружат» со временем). А может это неосознаваемое неумышленное сопротивление с их стороны? Или умышленное пренебрежение моими интересами? Просто они считают своё время более ценным, чем моё, а свои дела важнее моих? Прежде, чем как-то реагировать на эти опоздания (возмущаться, обижаться, бороться или смириться) нам необходимо разобраться в причинах для каждого конкретного случая (знакомого человека).
Почему люди не могут избавиться от привычки курить? Это недостаток силы воли или табак как наркотик слишком силён? Учёными давно доказано, что физиология в табачной зависимости играет незначительную роль. Курение – это психологическая, а не физиологическая зависимость. И, несмотря на это, зачастую, чтобы бросить курить, силы воли и медикаментозных средств бывает недостаточно. Для того, чтобы попытка было успешна, нам необходимо разобраться, с какими потребностями и проблемами связано курение у человека, как оно «встроено» в психологическую структуру его деятельности и активности.
Почему некоторые люди тяготеют к экстриму? Это же глупо и абсолютно бессмысленно, каждый раз так рисковать самым ценным, что есть у человека – его Жизнью. Прежде чем навешивать на этих людей ярлык «бесбашенных адреналиновых наркоманов», необходимо понять, что ими движет. Может быть, таким образом они бросают вызов собственному страху и это для них единственный способ с ним справиться? Или может быть, бросая постоянно вызов своему страху, они осознанно закаляют свой характер? Может быть и такое, что изначально («от природы») потребность в «острых ощущениях» у этих людей настолько сильна, что экстремальный спорт – это для них единственный конструктивный выход.
Почему люди страдают (испытывают негативные эмоции) из-за всякой ерунды? Почему одно и та же ситуация, происшествие или новость вызывает настоящий эмоциональный «взрыв» у одного человека и оставляет практически равнодушным другого? Во-первых, в силу физиологии и особенностей нервной системы одни люди от природы более эмоционально чувствительны, чем другие. Во-вторых, люди эмоционально реагируют не на сами ситуации, а на свою собственную интерпретацию (виденье) этой ситуации.
Для кого-то потеря работы – это катастрофа, крах всех жизненных планов и депрессия, а для кого-то – возможность отдохнуть, «перезагрузиться» и начать, наконец, заниматься по жизни тем, чем давно мечталось.
Мы оцениваем проблему другого человека свозь призму своего опыта, и часто нам кажется, что этот другой несколько драматизирует свою ситуацию. Драматизирует из-за их неправильной интерпретации. И если мы хотим помочь и поддержать, то должны постараться посмотреть на ситуацию его глазами.
Понять других – очень важное условие нормального взаимодействия с людьми. Взаимодействовать и общаться с людьми исходя из правильного понимания их характера, эмоций и мотивов гораздо проще и продуктивней. Если подойти к этой задаче серьёзно и системно,качество отношений с окружающими начнёт очень ощутимо улучшаться прямо у вас на глазах.
Задача №3. Управлять собой.
Задумывались ли вы над тем, что человек единственное живое существо на планете Земля, которое может произвольно (по собственному желанию и по собственной воле) управлять своей активностью, своим поведением и своим состоянием? Все остальные существа такого конкурентного преимущества лишены.
Задумывались ли вы о том, что человек единственное существо, которое самоосознаёт себя и может наблюдать за своими мыслями, эмоциями и поведением? Эти две уникальные способности накладывают на нас определённые обязательства: максимально добросовестно осознавать и познавать себя (см. Задачу №1) и использовать полученные знания для сознательного управления собой – свои телом и организмом, своими состояниями и эмоциями, своим интеллектом и творческими способностями и многим другим.
Собственно говоря, когда говорят о самосовершенствовании, то чаще всего говорят именно о формировании навыков самоуправления. Без наработанных навыков сознательного самоуправления человек редко бывает успешен и эффективен. А без реализации стремления к самосовершенствованию он никогда не бывает по-настоящему счастлив – счастливые люди, это люди, которые добились мастерства в управлении своими способностями.
Вот примеры того, чем можно в себе управлять и зачем это делать.
Управление своим телом. Когда смотришь выступление талантливого акробата, гимнаста или танцора, испытываешь восторг и изумление перед их мастерством. При этом, глядя на них, понимаешь, что возможности человека по управлению своим телом и своими движениями воистину безграничны. Те же чувства и мысли испытываешь, когда смотришь и слушаешь игру музыканта-виртуоза – кажется невероятным, что человек может так владеть своей тонкой моторикой и так владеть инструментом. Чувствовать своё тело и уметь им управлять – это чрезвычайно необходимые навыки как для успешной деятельности в самых разных сферах, так и для поддержания хорошего самочувствия и крепкого здоровья. Кстати, одним из самых известных методов формирования этих навыков является йога, с помощью которой, помимо двух указанных, формируется ещё один удивительный навык – навык управления и регулирования собственными физиологическими процессами: давлением, дыханием, сердцебиением, глубокой мышечной релаксацией и др.
Эмоциональная саморегуляция. Наши эмоции и наши эмоциональные состояния – неизменные спутники нашей жизни. Кто-то подвержен им сильнее, кто-то слабее. Иногда они бывают очень сильными и буквально «затопляют»наше сознание, заставляя терять контроль над своими словами и действиями. Будучи фоном нашей деятельности, эмоции могут как способствовать ей (интерес, воодушевление, энтузиазм), так и ощутимо препятствовать (разочарование, страх неудачи, скука). Кроме того, длительное пребывание в сильном и негативном эмоциональном состоянии может быть источником психологической травматизации и фактором возникновения соматических заболеваний. В связи с этим жизненно необходимо иметь в своём арсенале несколько методов эмоциональной саморегуляции и регулярно ними пользоваться. Таких методов на сегодня известно достаточно много, и я обязательно посвящу им отдельную статью.
Управление интеллектуально-познавательными процессами. А знаете ли вы, что одним из самых главных факторов успеха любой деятельности является навык произвольной концентрации внимания? Именно этот навык обеспечивает максимальную (с наивысшим КПД) включённость нашего мозга в решение любой самой сложной задачи или проблемы.
Столь же большое значение концентрация внимания имеет для качества и скорости обучения. Хорошая новость в том, что этот навык не является врождённой способностью – он практически полностью тренируемый и соответствующие методики для его развития имеются.
Также существует достаточно большое число мнемотехник для развития качества памяти, которые при вашем сильном желании из абсолютно рядовой памяти могут сделать выдающуюся. Кроме того, существует большое число технологий «прокачки» интеллекта и мышления, позволяющих максимально оптимизировать процесс решения самых разнообразных интеллектуальных и творческих задач.
Иногда для достижения желаемого результата человеку может не хватать мотивации. И тогда на помощь приходят техники самомотивирования, когда человек самостоятельно пытается усилить силу своей мотивации или изменить ее качество и содержание.
Также человек сам в состоянии формировать у себя определённую мотивацию, например мотивацию достижения, которая формируется как следствие позитивного опыта преодоления посильных трудностей и препятствий. Иногда бывают ситуации, когда существующая мотивация избыточна, и её наоборот нужно ослабить. Оказывается «перемотивированные» люди также малопродуктивны, как и «недомотивированные».
«Учитесь властвовать собой», писал в письме Онегин к Татьяне. Человек, который умеет управлять своей своим телом и своей физиологией, своими эмоциями, желаниями и своим разумом воистину велик и крутJ! Для этого человека нет непосильных задач и нет неразрешимых проблем. Но самое главное, приложив достаточные усилия, мы можем сами стать таким человеком – это в наших силах Главное – захотеть!
Задача №4. Влиять на других.
Человек живёт среди людей и связан с ними. От других людей: их действий, поступков, поведения зависит удовлетворение многих его желаний и потребностей. И чтобы эти желания удовлетворялись, человек вынужден так или иначе влиять на других людей и управлять их поведением.
Эта задача отнюдь непроста, поскольку у людей, на которых нам необходимо повлиять свои желания, свои интересы и свои планы. Но, тем не менее, жизнь ставит её перед нами каждый день по многу раз.
Поэтому людей вокруг себя необходимо постоянно убеждать и уговаривать, заинтриговывать и заинтересовывать, контролировать и направлять, наказывать и принуждать – т.е оказывать на них влияние. И снова примеры.
Заставить-уговорить ребёнка убирать у себя в комнате. Любой нормальный ребёнок, естественно, мягко скажем, не горит желанием убираться. Как донести до сознания ребёнка, что порядок – это совершенно необходимая бытовая и рабочая норма? Или можно сильно не заморачиваться с его сознанием, а добиться от него порядка неустанным давлением, кнутом и пряником? Или можно без кнута, а только с помощью пряника? И тут на помощь нам приходит педагогическая психология со всем своим весьма богатым арсеналом рекомендаций и приёмов воспитательного влияния.
Управлять вниманием аудитории. Публичные выступления, доклады, презентации - всё это, если мы хотим аплодисментовJ, требует навыков по управлению и переключению внимания аудитории. Необходимо держать внимание аудитории «в тонусе», не давая ему отвлекаться. Необходимо постоянно подогревать интерес и интригу, постоянно переключаться с одной формы подачи материала на другую, использовать юмор, организовывать диалог с аудиторией и многое другое. Если этого не делать, большая часть, что вы хотите донести до слушателей «проскочит» мимо их сознания, как бы вы не были логичны и последовательны в изложении материала.
Всем мы без исключения каждый день сталкиваемся с теми или иными психологическими задачами. Мы так к этому привыкли, что часто делаем это «на автомате»: по пути наименьшего «сопротивления» следуя нашим привычкам, руководствуясь нашим житейским опытом.
А между тем, жизнь их ставит нам не для того, чтобы докучать или напрягать, она ставит их для того, чтобы мы постоянно развивались и совершенствовались физически, личностно и духовно. В этих задачах содержится огромный потенциал для вашего роста и развития – главное, не бояться их решать и не лениться прикладывать к их решению осознанные усилия.
Помогает ли при этом знание психологии? Безусловно! Психология - это отрасль, которая вооружает нас знаниями о себе и о людях и эти знания жизненно необходимы для успешного решения самых разнообразных житейских задач и улучшения качества нашей жизни. Психология – это отрасль, которая вооружает нас знаниями для нашего личностного развития, указывая куда, как и с помощью чего нам лучше всего расти и развиваться.
И если у вас своими силами решить задачу не получается, вы не можете найти ответ или решение, хотя многократно пытались, это значит, что вашего житейского психологического опыта просто недостаточно. И тут есть 2 варианта: либо заняться психологическим самообразованием (чем вы, сейчас читая это блог, я надеюсь, и занимаетесь :), либо обратиться за консультацией к профессиональному психологу. Какой из этих вариантов предпочтительнее решать только вам.
Почему так? Психология, если внимательно присмотреться, есть везде: в учёбе, в работе, в семье, в общении и взаимодействии с людьми, воспитании детей – жизнь любого человека, рад он этому или нет, просто пронизана психологией.
С раннего детства и до глубокой старости все люди, по сути, только то и делают, что пытаются решать самые разнообразные психологические задачи, которые перед ними ставит жизнь. Та же картина наблюдается не только в масштабе жизни, но и в масштабе одного дня, и даже в масштабе одного часа. Хороший психолог – это человек, который научился эти задачи успешно решать, при этом совершенно не важно, есть у него диплом или нет.
Что же это за задачи? Почему они главные и почему надо пытаться их успешно решать? Если попытаться как-то обобщить и упорядочить всё разнообразие психологических задач нашей повседневной жизни, то можно выделить 4 главные (ключевые), из которых будут вытекать все остальные.
Задача №1. Разобраться в себе.
Что значит разобраться в себе? Во-первых, разобраться в себе – это значит осознать свои эмоции, состояния, переживания и мысли, а также понять их причину. Во-вторых, – это значит определить свои возможности и ограничения, достоинства и недостатки. В-третьих, разобраться в себе – это значит понять, кто ты такой и чего, в конце концов, ты хочешь от этой жизни.
Для чего любому человеку необходимо разобраться в себе? Для того, что иметь возможность осмысленно строить свою жизнь и судьбу и осознанно направлять их в желаемое русло. Люди, которые этим вопросам в своей жизни уделяют недостаточно внимания, очень редко бывают успешны и никогда не бывают по-настоящему счастливы. «Не знающему, куда плыть, никакой ветер не будет попутным».
И наоборот, людям, которые разобрались с вопросом «Кто я такой (ая) и что мне нужно?», жить становится гораздо проще и спокойней. Потому что появляется ясность, становится понятно, куда нужно идти и что необходимо делать.
Вот в качестве примера несколько типичных жизненных ситуаций, ставящих перед человеком эту задачу:
Выбор профессии или рода деятельности. Для того, чтобы правильно выбрать профессию намкрайне необходимо знать о себе две вещи: что меня больше всего интересует, к чему больше всего «лежит душа» и насколько у меня хватит сил и способностей этим профессионально заниматься. Если ты такой информацией о себе не владеешь, осознанный выбор буде сделать крайне затруднительно.
Классификация тараканов в голове. Ставшее впоследнее время популярным развлечение по нахождению в себе психологических проблем, страхов и комплексов. Своих внутренних врагов нужно знать «в лицо»! Занятие хоть и странное, но, безусловно, полезное, особенно если потом с выявленными тараканами будет проведена серьёзная коррекционно-воспитательная работаJ.
Преодоление собственной лени. Для того, чтобы справиться с собственной ленью, сначала необходимо разобраться в её причинах. «Почему я никак не могу заставить себя начать что-то делать (зарядку, уборку, годовой отчёт, новую жизнь), при том, что прекрасно понимаю – это сделать необходимо? В чём причина того, что мне не хочется этого делать?» От того, насколько эта причина будет правильно нами распознана, будет зависеть,насколько эффективен будет выбранный нами метод её преодоления. (Подробнее о лени мы поговорим в отдельной статье).
Определение причин своего раздражения. «Почему меня так раздражает, когда (муж-жена, ребёнок, начальник, коллега, сосед, родители) что-то делает или говорит? Или раздражает даже просто фактом своего существования?» Прояснить причины и механизмы своего раздражения – это первый и самый важный шаг, чтобы избавиться от этой «токсичной» эмоции, которая «сжирает» неимоверное количество нашей энергии и портит жизнь нам и окружающим. Для этого, в первую очередь, необходимо понять, что в тебе самом реагирует раздражением на людей и события. Раздражение твоё? Значит и причина его лежит в тебе! Разберись в себе.
Разобраться в себе – значит сделать первый шаг, чтобы начать осознанно и целенаправленно менять свою жизнь к лучшему. Если подойти к этой задаче серьёзно и ответственно, положительные перемены в вашей жизни не заставят себя ждать! Кстати, когда желание разобраться в себе становится очень сильным, многие не выдерживают и идут учиться на психологаJ.
Задача № 2. Понять других.
С детства человек оказывается «погружён» (часто, помимо своей воли) в очень плотное и интенсивное взаимодействие с другими людьми. Детский сад, потом школа, потом институт, потом работа – и везде люди, люди, люди. И всё от тебя постоянно что-то хотят, а ты, в свою очередь, постоянно чего-то хочешь от них. Для того, чтобы нормально продуктивно взаимодействовать с людьми: общаться, работать, отдыхать, крайне необходимо понимать, кто они такие, как они устроены, что ими движет, чем они дышат и чем живут. Или, выражаясь психологическим языком, нам необходимо разобраться в особенностях их характера, в мотивах их действий и поступков, в причинах и содержании их эмоциональных переживаний, в их представлениях о Мире и людях и т.д. И снова житейские примеры.
Почему некоторые люди постоянно опаздывают?Люди могут опаздывать по разным причинам. Могут из-за элементарного недостатка организованности, могут из-за плохо развитого восприятия времени (не «дружат» со временем). А может это неосознаваемое неумышленное сопротивление с их стороны? Или умышленное пренебрежение моими интересами? Просто они считают своё время более ценным, чем моё, а свои дела важнее моих? Прежде, чем как-то реагировать на эти опоздания (возмущаться, обижаться, бороться или смириться) нам необходимо разобраться в причинах для каждого конкретного случая (знакомого человека).
Почему люди не могут избавиться от привычки курить? Это недостаток силы воли или табак как наркотик слишком силён? Учёными давно доказано, что физиология в табачной зависимости играет незначительную роль. Курение – это психологическая, а не физиологическая зависимость. И, несмотря на это, зачастую, чтобы бросить курить, силы воли и медикаментозных средств бывает недостаточно. Для того, чтобы попытка было успешна, нам необходимо разобраться, с какими потребностями и проблемами связано курение у человека, как оно «встроено» в психологическую структуру его деятельности и активности.
Почему некоторые люди тяготеют к экстриму? Это же глупо и абсолютно бессмысленно, каждый раз так рисковать самым ценным, что есть у человека – его Жизнью. Прежде чем навешивать на этих людей ярлык «бесбашенных адреналиновых наркоманов», необходимо понять, что ими движет. Может быть, таким образом они бросают вызов собственному страху и это для них единственный способ с ним справиться? Или может быть, бросая постоянно вызов своему страху, они осознанно закаляют свой характер? Может быть и такое, что изначально («от природы») потребность в «острых ощущениях» у этих людей настолько сильна, что экстремальный спорт – это для них единственный конструктивный выход.
Почему люди страдают (испытывают негативные эмоции) из-за всякой ерунды? Почему одно и та же ситуация, происшествие или новость вызывает настоящий эмоциональный «взрыв» у одного человека и оставляет практически равнодушным другого? Во-первых, в силу физиологии и особенностей нервной системы одни люди от природы более эмоционально чувствительны, чем другие. Во-вторых, люди эмоционально реагируют не на сами ситуации, а на свою собственную интерпретацию (виденье) этой ситуации.
Для кого-то потеря работы – это катастрофа, крах всех жизненных планов и депрессия, а для кого-то – возможность отдохнуть, «перезагрузиться» и начать, наконец, заниматься по жизни тем, чем давно мечталось.
Мы оцениваем проблему другого человека свозь призму своего опыта, и часто нам кажется, что этот другой несколько драматизирует свою ситуацию. Драматизирует из-за их неправильной интерпретации. И если мы хотим помочь и поддержать, то должны постараться посмотреть на ситуацию его глазами.
Понять других – очень важное условие нормального взаимодействия с людьми. Взаимодействовать и общаться с людьми исходя из правильного понимания их характера, эмоций и мотивов гораздо проще и продуктивней. Если подойти к этой задаче серьёзно и системно,качество отношений с окружающими начнёт очень ощутимо улучшаться прямо у вас на глазах.
Задача №3. Управлять собой.
Задумывались ли вы над тем, что человек единственное живое существо на планете Земля, которое может произвольно (по собственному желанию и по собственной воле) управлять своей активностью, своим поведением и своим состоянием? Все остальные существа такого конкурентного преимущества лишены.
Задумывались ли вы о том, что человек единственное существо, которое самоосознаёт себя и может наблюдать за своими мыслями, эмоциями и поведением? Эти две уникальные способности накладывают на нас определённые обязательства: максимально добросовестно осознавать и познавать себя (см. Задачу №1) и использовать полученные знания для сознательного управления собой – свои телом и организмом, своими состояниями и эмоциями, своим интеллектом и творческими способностями и многим другим.
Собственно говоря, когда говорят о самосовершенствовании, то чаще всего говорят именно о формировании навыков самоуправления. Без наработанных навыков сознательного самоуправления человек редко бывает успешен и эффективен. А без реализации стремления к самосовершенствованию он никогда не бывает по-настоящему счастлив – счастливые люди, это люди, которые добились мастерства в управлении своими способностями.
Вот примеры того, чем можно в себе управлять и зачем это делать.
Управление своим телом. Когда смотришь выступление талантливого акробата, гимнаста или танцора, испытываешь восторг и изумление перед их мастерством. При этом, глядя на них, понимаешь, что возможности человека по управлению своим телом и своими движениями воистину безграничны. Те же чувства и мысли испытываешь, когда смотришь и слушаешь игру музыканта-виртуоза – кажется невероятным, что человек может так владеть своей тонкой моторикой и так владеть инструментом. Чувствовать своё тело и уметь им управлять – это чрезвычайно необходимые навыки как для успешной деятельности в самых разных сферах, так и для поддержания хорошего самочувствия и крепкого здоровья. Кстати, одним из самых известных методов формирования этих навыков является йога, с помощью которой, помимо двух указанных, формируется ещё один удивительный навык – навык управления и регулирования собственными физиологическими процессами: давлением, дыханием, сердцебиением, глубокой мышечной релаксацией и др.
Эмоциональная саморегуляция. Наши эмоции и наши эмоциональные состояния – неизменные спутники нашей жизни. Кто-то подвержен им сильнее, кто-то слабее. Иногда они бывают очень сильными и буквально «затопляют»наше сознание, заставляя терять контроль над своими словами и действиями. Будучи фоном нашей деятельности, эмоции могут как способствовать ей (интерес, воодушевление, энтузиазм), так и ощутимо препятствовать (разочарование, страх неудачи, скука). Кроме того, длительное пребывание в сильном и негативном эмоциональном состоянии может быть источником психологической травматизации и фактором возникновения соматических заболеваний. В связи с этим жизненно необходимо иметь в своём арсенале несколько методов эмоциональной саморегуляции и регулярно ними пользоваться. Таких методов на сегодня известно достаточно много, и я обязательно посвящу им отдельную статью.
Управление интеллектуально-познавательными процессами. А знаете ли вы, что одним из самых главных факторов успеха любой деятельности является навык произвольной концентрации внимания? Именно этот навык обеспечивает максимальную (с наивысшим КПД) включённость нашего мозга в решение любой самой сложной задачи или проблемы.
Столь же большое значение концентрация внимания имеет для качества и скорости обучения. Хорошая новость в том, что этот навык не является врождённой способностью – он практически полностью тренируемый и соответствующие методики для его развития имеются.
Также существует достаточно большое число мнемотехник для развития качества памяти, которые при вашем сильном желании из абсолютно рядовой памяти могут сделать выдающуюся. Кроме того, существует большое число технологий «прокачки» интеллекта и мышления, позволяющих максимально оптимизировать процесс решения самых разнообразных интеллектуальных и творческих задач.
Иногда для достижения желаемого результата человеку может не хватать мотивации. И тогда на помощь приходят техники самомотивирования, когда человек самостоятельно пытается усилить силу своей мотивации или изменить ее качество и содержание.
Также человек сам в состоянии формировать у себя определённую мотивацию, например мотивацию достижения, которая формируется как следствие позитивного опыта преодоления посильных трудностей и препятствий. Иногда бывают ситуации, когда существующая мотивация избыточна, и её наоборот нужно ослабить. Оказывается «перемотивированные» люди также малопродуктивны, как и «недомотивированные».
«Учитесь властвовать собой», писал в письме Онегин к Татьяне. Человек, который умеет управлять своей своим телом и своей физиологией, своими эмоциями, желаниями и своим разумом воистину велик и крутJ! Для этого человека нет непосильных задач и нет неразрешимых проблем. Но самое главное, приложив достаточные усилия, мы можем сами стать таким человеком – это в наших силах Главное – захотеть!
Задача №4. Влиять на других.
Человек живёт среди людей и связан с ними. От других людей: их действий, поступков, поведения зависит удовлетворение многих его желаний и потребностей. И чтобы эти желания удовлетворялись, человек вынужден так или иначе влиять на других людей и управлять их поведением.
Эта задача отнюдь непроста, поскольку у людей, на которых нам необходимо повлиять свои желания, свои интересы и свои планы. Но, тем не менее, жизнь ставит её перед нами каждый день по многу раз.
Поэтому людей вокруг себя необходимо постоянно убеждать и уговаривать, заинтриговывать и заинтересовывать, контролировать и направлять, наказывать и принуждать – т.е оказывать на них влияние. И снова примеры.
Заставить-уговорить ребёнка убирать у себя в комнате. Любой нормальный ребёнок, естественно, мягко скажем, не горит желанием убираться. Как донести до сознания ребёнка, что порядок – это совершенно необходимая бытовая и рабочая норма? Или можно сильно не заморачиваться с его сознанием, а добиться от него порядка неустанным давлением, кнутом и пряником? Или можно без кнута, а только с помощью пряника? И тут на помощь нам приходит педагогическая психология со всем своим весьма богатым арсеналом рекомендаций и приёмов воспитательного влияния.
Управлять вниманием аудитории. Публичные выступления, доклады, презентации - всё это, если мы хотим аплодисментовJ, требует навыков по управлению и переключению внимания аудитории. Необходимо держать внимание аудитории «в тонусе», не давая ему отвлекаться. Необходимо постоянно подогревать интерес и интригу, постоянно переключаться с одной формы подачи материала на другую, использовать юмор, организовывать диалог с аудиторией и многое другое. Если этого не делать, большая часть, что вы хотите донести до слушателей «проскочит» мимо их сознания, как бы вы не были логичны и последовательны в изложении материала.
Всем мы без исключения каждый день сталкиваемся с теми или иными психологическими задачами. Мы так к этому привыкли, что часто делаем это «на автомате»: по пути наименьшего «сопротивления» следуя нашим привычкам, руководствуясь нашим житейским опытом.
А между тем, жизнь их ставит нам не для того, чтобы докучать или напрягать, она ставит их для того, чтобы мы постоянно развивались и совершенствовались физически, личностно и духовно. В этих задачах содержится огромный потенциал для вашего роста и развития – главное, не бояться их решать и не лениться прикладывать к их решению осознанные усилия.
Помогает ли при этом знание психологии? Безусловно! Психология - это отрасль, которая вооружает нас знаниями о себе и о людях и эти знания жизненно необходимы для успешного решения самых разнообразных житейских задач и улучшения качества нашей жизни. Психология – это отрасль, которая вооружает нас знаниями для нашего личностного развития, указывая куда, как и с помощью чего нам лучше всего расти и развиваться.
И если у вас своими силами решить задачу не получается, вы не можете найти ответ или решение, хотя многократно пытались, это значит, что вашего житейского психологического опыта просто недостаточно. И тут есть 2 варианта: либо заняться психологическим самообразованием (чем вы, сейчас читая это блог, я надеюсь, и занимаетесь :), либо обратиться за консультацией к профессиональному психологу. Какой из этих вариантов предпочтительнее решать только вам.