Математика отношений или Правило идеальной пары
Как с помощью соционики выбрать себе идеального спутника жизни
Жизнь - это как длинный забег, где некоторые пары проходят всю дистанцию, а другие сходят на половине пути
Дэн Скотт, Холм одного дерева
При всем богатстве выбора – нас уже больше семи миллиардов на этой планете – найти свою половинку удается не всем. Количество попыток варьируется от нуля до бесконечности, а отношения создаются и распадаются с головокружительной скоростью. «Бабушкины формулы» типа «слушай свое сердце», «должна проскочить искра», «любовь – это химия», «от судьбы не уйдешь», конечно, никто не отменял. И все же…жизнь одна, время летит стремительно. Хотелось бы более четких алгоритмов, рецептов, правил. Как распознать своего человека среди множества встреч? Как найти именно того, с кем сложится идеальная пара?
«Мама» соционики Аушра Аугустинавичуте говорила: «Человеку нужна не вообще «ах, любовь», а такие формы симпатии любящего, которые являются приемлемыми и убедительными, удовлетворяют психику». Другими словами, у каждого из нас есть своя идеальная пара, человек, который защитит наши слабые места и которому необходимы сильные стороны нашей личности.
Кому-нибудь мы обязательно понадобимся такими, какие мы есть.
Отношения полного психологического дополнения - наиболее оптимальны для партнерства. Такого партнерства, в котором каждый получает именно то, что нужно ему. Это самые удобные отношения, и в них почти не нужно приспосабливаться друг другу, каждый остается самим собой.
Разделение обязанностей в таких отношениях происходит естественным образом, и каждый в паре выполняет ту роль, которая для него является более естественной, получая возможность заниматься посильным для себя делом. В таких парах конфликты редки, выход из них находится легко и безболезненно. Партнеры подходят друг другу как две половинки одного целого.
Весь парадокс в том, что, встретив такого человека, его не сразу можно выделить среди других людей. Это происходит из-за отсутствия внутреннего напряжения, из-за того, что взаимопонимание возникает сразу. Такой человек кажется простым и понятным. А значит – неинтересным. Такая позиция зачастую свойственна экстравертам. Интроверт же подумает: он такой классный…слишком хорош для меня. Я вряд ли смогу ему понравиться (прочитать про экстравертов и интровертов можно тут).
Как «разглядеть» и не пройти мимо своего дуала (так в соционике называется наиболее подходящий для вас психологический тип)?
Для начала вспомните: кто такие логики, этики, сенсорики, интуиты; рационалы-иррационалы; экстраверты-интроверты (прочитать об этом можно тут).
Начнем с ощущений. Во время общения с дуалом поначалу скорее всего вы не испытаете особого комфорта. Все как-то обыденно и особых эмоций не вызывает. Дуал воспринимается как естественная часть вашей жизни. И поэтому ничего не значащая. Понимание того, насколько этот человек нужен и важен, приходит только после расставания с ним. Вот тогда возникают и острые переживания, и осознание того, что присутствие этого человека успокаивало, давая чувство защищенности.
Не пропустить свою половинку позволит освоение и использование правила идеальной пары, которое основано на определении дуальности соционических психотипов. Для его применения сначала нужно определить свой психотип (подробнее об этом смотрите тут).
Правило идеальной пары включает в себя одновременное выполнение 4-х принципов.
Принцип 1. У экстраверта дуал всегда интроверт. У интроверта – экстраверт. Согласитесь, для выживания это необходимое условие.
Принцип 2. У рационала дуал всегда рационал. У иррационала - иррационал. Вообще, рациональность/иррациональность – самая «непримиримая» шкала нашей психики. Подстроиться рационалу под иррационала крайне сложно.
Из второго принципа вытекает третий.
Принцип 3. Логики (рациональны по определению) всегда дуальны этикам. Сенсорики (иррациональны по определению) всегда дуальны интуитам. И наоборот.
Принцип 4. Дуалы всегда принадлежат к одной квадре (про квадры можно прочитать тут).
Все названные принципы являются обязательными и одновременными условиями, применив которые, мы получим 8 дуальных пар социона.
Дуальная пара Дон Кихот&Дюма - это союз противоположностей. Энергичный и непоседливый Дон Кихот и уютный домашний Дюма. Дюма кормит Дона плюшками, которые приготовил сам, и обеспечивает сенсорный комфорт, а Дон угощает дуала концепциями и идеями, которые роятся в его голове. Все довольны – каждый получает то, что хочет. Да еще они объединены общими ценностями первой квадры, оба любят приятную компанию, комфортную обстановку и интеллектуальные беседы.
Вторая дуальная пара первой квадры Робеспьер (ЛИИ) и Гюго(ЭСЭ). Интроверт и экстраверт, оба рационала, логик-интуит и этик-сенсорик. Интересное сочетание общительного и энергичного Гюго и постоянно мыслящего, подвергающего все критическому анализу Робеспьера. Последний влюбляется в человека-праздника Гюго, с его неиссякаемой энергией, которая позволяет тихому и спокойному Робеспьеру ощутить себя в центре эмоций и радостных мыслей.
Робеспьер «остужает» Гюго своей логикой, умеряет его пыл и уравновешивает бурную энергию. Гюго окружает дуала сенсорной заботой – для Робеспьера очень важно приходить в чистый дом и есть вкусную еду, а его дуал способен наилучшим способом обеспечить такое комфортное существование. И общие ценности первой квадры объединяют эту пару - партнеры ценят эмоциональный контакт, любят разговоры о науке и возможностях, а также предпочитают жить в комфорте и уюте.
Во второй квадре дуальными парами являются Гамлет (ЭИЭ) и Максим Горький (ЛСИ), а также Есенин (ИЭИ) и Жуков (СЛЭ).
Гамлет и Максим Горький. Яркая, эмоциональная, страстная пара. Максим влюбляет в себя Гамлета своим структурным мышлением, способностью не переживать по пустякам, достигать целей. Гамлет же показывает Максиму, как не бояться своих чувств, как их проявлять. В такой паре Гамлет становится более спокойным, а Максим, наоборот, «размораживается», становится более эмоциональным и чувствующим партнером.
Жуков и Есенин. В этих дуальных отношениях гармония достигается за счет противоположности характеров представителей типов: сильный волевой Жуков притягивает нежного и мечтательного Есенина своими качествами лидера. Для Жукова же защита слабых является смыслом отношения к жизни.
Эмоциональный и слабо приспособленный к жизни Есенин прекрасно подходит на роль подопечного. С другой стороны, именно Есенину Жуков может открыть свои чувства и именно Есенин способен настроить дуала на успех, подбодрить его и подстраховать по слабой интуиции времени. В вопросах прогнозов будущего Жуков всегда прислушивается к Есенину, который является отличным прогнозистом.
На очереди третья квадра и две дуальные пары – иррационалы Цезарь (СЭЭ) и Бальзак (ИЛИ) и рационалы Джек Лондон (ЛИЭ) и Драйзер (ЭСИ).
Цезарь и Бальзак – это пара, которая отлично дополняет друг друга в разных областях жизни. Скептик-Бальзак видит глубинную суть явлений завораживает эмоционального, безрассудного и внезапного в своих проявлениях Цезаря. Цезаря восхищает интеллект дуала, способность зарабатывать деньги. Цезарь заботится о Бальзаке, выполняя всю работу по хозяйству и обеспечивая бытовой комфорт. Своей сексуальностью Цезарь раскрепощает зажатого Бальзака, поднимает ему настроение, заряжает оптимизмом.
А вот следующая дуальная пара - Джек Лондон и Драйзер - настолько разные, что кажется у этих людей нет ничего общего. На самом деле это не так.
Во-первых, их объединяют ценности квадры – работа на результат, отношения с близкими, достижение целей и материальный комфорт, ценность своего и чужого времени. В паре Джека Лондона и Драйзера оба нацелены на зарабатывание денег, поэтому могут делать это вместе. Например, удачной идеей будет семейный бизнес. В роли эксперта отношений с партнерами и коллегами выступит Драйзер, а важные бизнес-решения примет Джек. Каждый реализуется в сфере своих сильных функций и уверенных знаний. Поэтому и результат есть, и энергозатрат не много.
И последняя квадра социона – чертвертая. В ней дуальные рационалы Штирлиц (ЛСЭ) и Достоевский (ЭИИ) и иррационалы Гексли (ИЭЭ) и Габен (СЛИ).
Пару Штирлиц - Достоевский можно назвать родитель - ребенок. Штирлиц – это практичный трудоголик, он обеспечивает быт, создает уют и комфорт в доме. Он берет ответственность за себя и за других. Эти качества Штирлица привлекают Достоевского, который нуждается в заботе и «каменной стене». Достоевский неприхотлив в быту, он может долго терпеть неудобства, стыдясь сказать об этом. Штирлиц же молча помогает ему устроить все максимально удобно.
Со своей стороны, Достоевский помогает Штирлицу вспомнить, что сидеть за работой с утра до ночи не обязательно. И помочь в расстановке приоритетов – что сделать необходимо немедленно, а что может подождать. Этические ошибки Штирлица Достоевский всегда помогает исправить.
В паре Гексли – Габен дуализация наиболее мягкая и плавная. Гексли управляет общим эмоциональным фоном отношений, четко балансируя на грани, чтобы не надавить на эмоционально чувствительного Габена. Такая настройка отношений поднимает настроение Габена. Габен очень практичен и прекрасно справляется с любыми прикладными задачами, что привлекает и восхищает Гексли. Естественная логичность и хозяйственность Габена чрезвычайно необходима легкому и бесшабашному Гексли. Своими начинаниями Габен делится с Гексли и в ответ получает прогнозы о перспективности своих затей. Только Гексли может легко поднять Габена с дивана и вывести в люди.
***
Итак, правила распознания дуала просты. Партнер должен быть из вашей квадры. Проверьте его на глобальные жизненные ценности. Логики - выбирайте этиков, этики - логиков. Интуиты выбирайте сенсориков, сенсорики – интуитов. Интроверты – выбирайте экстравертов и наоборот.
Не стоит переоценивать значение дуальности. Она - лишь ступенька к дальнейшей реализации личности. Дуальность идеальна для будней. Обретя дуальность, человек меняется. Становится более счастливым, уравновешенным, гармоничным. И ему неизбежно хочется большего – реализовать себя как социально значимую личность, проявиться в борьбе, в соревновании, в чем-то необычном. В рамках дуальности такие цели не достигаются. Но именно обретение дуальности дает необходимую платформу для старта развития личности в социуме, для выживания в неблагоприятных условиях социальной среды, в движении вверх по социальной лестнице в условиях конкуренции.