Украинская хата: история и традиции
Хата — традиционное жилище украинских крестьян. В то же время это интересное и оригинальное произведение народа, самобытное явление в истории архитектуры. На всей территории страны хате присущи удлиненная прямоугольная форма, четырехскатная крыша.
Классической для Украины считается трехкамерная хата, составленная из жилого помещения, сеней и кладовой. Но были и четырехкамерные, и двухкамерные, и «длинные хаты», где под одной крышей с человеческим жильем содержались хозяйственные помещения. Как правило, хаты строили из материалов, которые были под рукой, то есть с самых дешевых. В лесной полосе и в Карпатах с Прикарпатьем — это дерево, в лесостепной — дерево и глина, в степной — глина. На характер строительства влияли также местные этнографические особенности и социальные условия.
Побелка стен, которая бытовала везде, кроме северных районов Украины и Карпат, придавала украинской хате нарядность. Белизна стен хаты ярко контрастировала с зеленью садов. Приветливо выглядел из-под крыши «лоб» с двумя окнами.
Чтобы стены не мокли, а в жаркие летние дни в доме была тень, вдоль главного фасада в Украине, особенно на Полтавщине и Слобожанщине, делали навесы, опирающиеся на столбики.
Украинская хата славится красотой и своеобразием. Очертания ее выразительные, легкие и живописные. В архитектуре хаты слышится тяга народных мастеров к симметрии, к определенным ритмам. Это видно по размещению окон, главного входа, декоративных украшений.
За хатой бережно ухаживали. Она всегда была убрана, помазана, украшен, разрисована цветной глиной, утыкана цветами, ароматными травами.
Хата - не только жилье, но и святое место. В ее интерьере и всей организации внутреннего пространства отражаются многочисленные украинские народные традиции, символы, жизненные правила, обычаи и обряды. Считали, например, что хата давала полноценное убежище человеку только тогда, когда ее украсили цветами или рисованием. Магической силой наделяли огонь и его соответствие — красную краску. Красной полосой выше пола обводили стены. Образованный таким образом круг перекрывал доступ в дом всякой нечисти. Магическое значение имело и настенное рисование. Верили, что всевозможные красочные изображения, орнаменты могут отвлекать злую силу от людей.
Выбирая место для хаты, заботились, чтобы не построить ее на прежнем пути. Гадали. Тайно, чтобы никто не видел, насыпали на четыре угла будущей хаты кучки ржи, а утром проверяли, цели ли те. Если сохранились — хорошее место. Счастливым считали и такое место, где ложился скот. Большие надежды возлагали и на мастеров, на их добрую волю. Их хорошо угощали, щедро вознаграждали и одаривали.
Когда закладывали хату, в яму или замок в срубе клали деньги, зерно, чтобы в хозяйстве господствовали благосостояние и долголетие. Все это было своеобразной «строительной жертвой» за срубленные деревья, взятую у природы землю под хату. Если задобрить духов, по верованиям, в хате будут водиться деньги, добро и счастье.
Площадь в хате всегда рационально использовали. Каждый угол, смежные зоны имели определенные функции и заполнялись необходимыми в быту предметами. Так, спальная часть хаты — пол (постель) была за печью, в темном уголке; парадная часть (красный угол) — ближе к окнам и более освещена. Здесь стоял стол, над ним висели образы. Рабочее место было у печи и входных дверей, там клали топливо, продукты. Там же, слева на стене висел мисник для праздничной посуды.
Несмотря на свои основные функции — создание выгод для отдыха, хранения всевозможных вещей, отделка — предметы в интерьере выполняли и символическую роль. Например, стол выступал символом единства и прочности семьи. Совместная трапеза была главным событием. Стол в доме служил и как обрядовый предмет. На нем производили праздничные обряды, которые по верованиям, были залогом благополучия в семье. Его покрывали скатертью, на нем всегда лежал хлеб.
Печь с огнем в хате — вещь наиболее семейная, и с ней непременно связывали незыблемость семьи. Это был своеобразный «сборный пункт». Еще в дохристианские времена на Руси был обычай заключать брак у печи. Недаром же в свадебном обряде есть прощание невесты с домашним очагом.
Прообразом будущей новой семьи был в хате дочкин сундук, поставленный чаще всего между столом и постелью. В нем девушка составляла одежду, полотенца и украшения. Покидая после свадьбы родной дом, она вместе с сундуком вывозила и свое прошлое девство, частичку родительской хаты, обычаев, духовных и нравственных основ. Важное значение в хате имели порог и перекладины. Последний, как опора домашнего перекрытия, выдавался ее «надежным защитником».