Елена Коляденко: У нас все не по контракту, а по любви
14 ноября Freedom Ballet дает спектакль в честь своего 15-летия. Этого грандиозного зрелища, как и самого танцевального коллектива, известного за пределами страны, не было бы, если бы его создатель и идейный вдохновитель Елена Коляденко в детстве не хранила один большой секрет от мамы…
Скрытная курочка
Лена, танцы вас интересовали с детства?
Для меня это был самый манящий, волшебный, но запретный плод. Мы с родителями жили в Сумах, мама была хореографом и руководителем танцевального самодеятельного народного коллектива. Она рассказывала, что, забеременев мной, уже знала не только как меня назовут, но и кем стану.
Вот так, в соответствии с ее мечтой, я окончила музыкальную школу, потом — музыкальное училище по классу фортепиано. Поступала даже в Одесскую консерваторию, но вернулась в Сумы и по счастливой случайности попала в театр в качестве концертмейстера балета. А там танцы всегда шли параллельно с моей жизнью.
Но они привлекли меня гораздо раньше. В начальных классах на просьбу отдать меня в балетную школу мама сказала: «Ты еще маленькая, слабенькая, надо подождать». Позже ее аргументы стали серьезнее: мол, по физическим данным я в балерины совсем не гожусь. Но как она ни пыталась отбить охоту танцевать, я нет-нет, да и ввязывалась в какие-то истории. Однажды согласилась выступить в большом отчетном концерте школы.
Маме, конечно же, не сказала — побоялась, что она запретит мне это делать. Репетировала тайком. Самый волнительный момент был перед выступлением. Нам раздали костюмы курочек и сказали, что родители должны их накрахмалить. И как мне было нести его домой? Пришлось обратиться за помощью к маме одноклассницы. Своей же о том выступлении рассказала, уже став совсем взрослой.
И когда же занялись собственными постановками?
Как постановщик дебютировала на выпускном. Мы с подружкой дома, перед зеркалом, выучили зажигательный рок-н-ролл и станцевали перед всей школой. Потом проявила себя в училище. Мне понравилось одно музыкальное произведение, родилась идея, и первым человеком, с которым поделилась, стала мама. Как ни странно, ей моя задумка понравилась, и мама предложила сделать постановку с ребятами из своего коллектива. Видимо, ее успокоило то, что диплом пианистки уже почты был у меня в кармане.
Как вырезать и склеить успех
В школе вы, наверное, отличницей были?
В первых трех классах. Дальше пошло по наклонной — все хуже и хуже (улыбается). А в 9 классе по физике годовая оценка была «2». Но ни меня, ни родителей это особо не волновало. Я компенсировала все хорошими результатами в музыкальной школе, была одной из самых талантливых учениц и знала, что в музыкальном училище точные науки не пригодятся.
Не отличница и явно не пай-девочка…
Это да. Я занималась каратэ, бегала на дискотеки каждую субботу — это было обязательно. Правда, бегала не ради свиданий с мальчиками, а чтобы вволю натанцеваться.
Как родилась идея создать танцевальную группу?
Работая концертмейстером балета, я собрала девчачий коллектив, который назвала «Арт-классик балет». Позже к нам присоединился артист театра Дима Коляденко.
Кто был заводилой — вы или он?
Мы с Димой дополняли друг друга. Помимо творческой деятельности я занималась административной — проводила кастинги, подбирала людей, а Дима занимался хореографией.
Мы 9 лет работали и жили вместе. Сразу хочу сказать: это были счастливые годы в моей жизни, да и в его, я думаю, тоже. С головой окунулись во все новое, что нас окружало, — в семью, в ребенка, в наш коллектив… Так получилось, что год рождения Филиппа совпал с годом рождения балета.
Никогда не забуду одну историю: Сумы, зима, крепкий мороз. Мы с Димой таскаем Филиппа в коляске от одной автобусной остановки к другой и расклеиваем рекламные объявления, что такой-то ресторан представляет новую программу с участием «Арт-классик балета». Делали мы это поздно вечером, руки замерзали. А воздух звенел от нашего смеха: мы были возбуждены, счастливы и полны надежды. Можно сказать, свой успех сами вырезали ножницами и потом клеили…
С чистого листа
История Freedom Ballet стартовала после разрыва с Димой, когда он оставил «Арт-классик» себе. Трудно было начинать все заново?
Обычно я говорю, что создавала Freedom Ballet с чистого листа. Но сейчас посетила мысль, что это, наверное, логичное продолжение происходящего в моей жизни. Не будь нашего совместного с Димой коллектива, никогда бы я не добилась успеха. Да, было трудно. Ровно до того момента, пока у меня не появился балет. Как только окунулась в работу, произошло некое освобождение от прошлого. Морально стало легче. Я будто выздоровела.
Как совмещали работу и воспитание сына?
Конечно, непросто было. Помогали родственники и близкие. В итоге Филипп вырос таким, каким мне и хотелось бы его видеть. Сейчас он занимается музыкой, играет в группе KADNAY.
Какие ограничения ставите танцорам Freedom Ballet — не пить, не курить, не создавать семью, чтобы не связывала по рукам и ногам? Что у них записано в контракте?
А у нас контрактов нет. Не хочу, чтобы люди ходили на работу потому, что связаны бумажными обязательствами, а не из любви к своему делу. Если человек решает искать себя в новом направлении — пожалуйста, для него открыта дверь. Какие-либо другие ограничения отсутствуют. Да, пить и курить на работе — это запрещено. После — пожалуйста! Каждый отдыхает, как ему нравится.
Лично у вас есть вредные привычки?
Я веду малоподвижный образ жизни — в основном это организационная компьютерная тягомотина, без которой никак. И из-за этого никак не получается держать себя в форме.
Неудавшийся эксперимент
Вы делали постановки для Цирка дю Солей. Как удалось получить такое крутое предложение?
Креативные продюсеры цирка видели наши работы и неоднократно присутствовали на мюзикле «Па». Им понравилось, нас пригласили в Монреаль — на кастинг. В итоге мы с моим коллегой Назаром Дидыком полгода трудились над спектаклем Zarkana. О том периоде моей жизни можно писать отдельную статью. А если коротко, было сложно. Очень сложно.
Мешал языковой барьер?
И это тоже. Нам с Назаром наняли педагога, кроме того, на занятиях все время присутствовал переводчик. Но язык моего общения с артистами со стороны кажется достаточно странным. Я использую мало профессиональной лексики, зато много — ассоциаций. Так мне проще объяснить, например, какую эмоцию артист должен изобразить на сцене. А там же иностранцы! У них другой менталитет. Они смотрели на меня круглыми глазами и не понимали, о чем говорю. И переводчик, в принципе, тоже. Он не мог дословно передать мою речь.
Еще один нюанс, делавший нашу жизнь некомфортной, — климат. Мы приехали в Монреаль осенью, и там уже лежал снег. Все полгода, пока там были, ходили по метровым сугробам. Я тот период шутя называю ссылкой.
Но самое большое недоразумение было в другом. В течение двух месяцев мы выложились по максимуму — не спали ночами, что-то придумывали, работали с артистами. Нас очень хвалило руководство. И тут приходит на репетиционную базу режиссер: «Все великолепно! Супер! Но куда вы спешите? У нас еще впереди 4 месяца». Мы думаем, что за шутка? Оказывается, все, что сделали на репетиционной базе, теперь надо отработать на сцене — в декорации, повторяющей концертную площадку.
И там началось: «А можете изменить то-то? А сыграть в другом настроении? А убрать этот кусок и вставить другой?». Мы растерялись, расстроились и остались недовольны результатом. В принципе, спектакль как спектакль, в стилистике Цирка дю Солей. Но нас приглашали для эксперимента, чтобы привнести что-то новое в его почерк. В итоге ничего нашего там не осталось. Так что опыт мы получили колоссальный, но удовлетворения от работы — нет.
Муза кухню не посещает
У плиты вы такой же творческий человек? Или в ресторане вас можно встретить чаще, чем на кухне?
Ой… На кухне Муза меня практические не посещает (улыбается). Я там редко появляюсь. И да — в ресторане бываю часто. Там проходит большинство деловых встреч, заодно и ем.
Как-то вы сказали, что хотели бы научиться водить машину и выучить английский. Какое-то желание удалось выполнить?
До сих пор — нет! Это позорище! (Смеется.) Навстречу английскому шаг сделала, но о-о-очень маленький. Сейчас готовимся к юбилейном концерту, так что пришлось прерваться. Машину чуть-чуть вожу, да и то только за городом. В городе боюсь.
Чего еще не умеете делать?
Мое слабое место — ведение домашнего хозяйства.
А отдыхать получается?
Вот это я умею и хочу, вот только времени не хватает. Планировала устроить себе отпуск в бархатный сезон — сорвался из-за работы. Теперь рассчитываю на зиму (улыбается). А так — я, можно сказать, всеядна в этом смысле: мне нравятся и горы, и море.
Расстаться и остаться друзьями — это о вас с Димой?
А куда же мы друг без друга? Тем более что у нас есть сын.
Люди, добившиеся успеха в творчестве, часто несчастны в личной жизни. Вам удалось ее наладить?
Чтобы добиться чего-то в отношениях, над ними надо много работать. Постоянно что-то подкручиваешь, подшиваешь, делаешь аппликации. И тогда все получается. Главное, не лениться. Так что всем любви!